Четверг, 28.03.2024, 14:00
Приветствую Вас Гость | RSS

ИКТ на уроках технологии

ГМО
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 573
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Обслуживающий труд » Разное

Формирование креативности школь-в на основе традиционно - бытовой культуры русского народа посредством включения в проектную деятельность
18.04.2011, 13:22
Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Строитель Белгородской области» расположено в центральном микрорайоне города. Среди учреждений социального окружения рядом находятся: МОУ «СОШ №3 г. Строитель», районная детская библиотека, духовно-просветительский центр, храм Сретенья Господня. Школа тесно сотрудничает с районной станцией юных натуралистов, музеем, Домом детского творчества.
Контингент родителей учащихся разнороден и представлен разными социальными слоями: 25% - служащих, 69% - рабочих, 6% - не имеют постоянной работы. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала, креативности детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому перед педагогами школы встала необходимость работы над данной проблемой.  
Творчеством называют деятельность в области искусств, конструирования, создания и реализации новых проектов, научного познания. Способность к творчеству - креативность - считается особым качеством личности.
С целью определения уровня творческой активности у детей была проведена диагностика, подготовленная М. И. Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б.С. Алишевым, Л.А. Воловичем. На основе выделенных критериев и эмпирических показателей был проведен сравнительный анализ изменений и выявлен уровень сформированности креативности у учащихся. Замеры осуществлялись по четырем критериям: чувство новизны, критичность, способность преобразовывать структуру объекта, направленность на творчество.
При проведении диагностики были получены следующие результаты: чувство новизны у 61,5% детей находится на низком уровне и у 38,5% детей - на среднем. Развитие критичности у 54% детей - на низком уровне, у 37,8% - на среднем уровне и у 8,2% детей - на высоком. Способность преобразовывать структуру объекта у 34,2% детей развита на высоком уровне, у 30,2% - на среднем уровне и у 35,6% - на низком уровне, направленность на творчество у 29% - на высоком уровне, 38% - на среднем уровне, 33% - на низком уровне.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у учащихся недостаточно развиты креативные способности, и в особенности такой их компонент, как направленность на творчество. При анализе полученных результатов определилась необходимость формирования креативности школьников. 

Актуальность опыта

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные при-нимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» сказано: «Необходимо воспитывать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения». В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных испол¬нителей востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, твор¬чески решающие возникающие проблемы, понимающие и принимающие всю меру от¬ветственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гиб¬костью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, ког¬да человек начинает осознавать свою особен¬ность и, таким образом, становится лично¬стью.
Образование должно способствовать развитию творческой духовно-нравственной личности, с её потребностями в глубоких, обширных знаниях. Не возобновив традиционных начал жизни, можно только растратить окончательно и бесповоротно все плоды многовековых трудов предшествующих поколений. Чтобы остановить культурную и духовную деградацию, нужно обратиться к созидающим началам жизни. В этом может помочь обращение к ценностям традиционно – бытовой русской культуры, которыми на протяжении веков жил наш народ.
В процессе преподавания технологии был выделен ряд противоречий: 
- между ориентацией нового содержания образования на творческое развитие личности школьника и традиционными формами обучения; 
- между сформированностью у школьников определенной системы фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;
- между современной жизнью школьников, их авторитетами и ценностями и необходимостью их духовно-нравственного формирования.
Основное противоречие лежит между традиционными технологиями в образовании и ключевыми изменениями облика современной модели образования к 2020 году, представленными в государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. «Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности» (А. Фурсенко) стало основой становления педагогического опыта «Формирование креативности школьников на основе традиционно - бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии». 
Современному ученику необходимо обладать высоким уровнем креативности, брать ответственность за свое образование и нравственное развитие, активно участвовать в позитивном преобразовании общества и социума, раскрывая свой творческий потенциал. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих качеств креативной личности. 
Термин «креативность» можно встретить в предисловиях к учебным программам, но гораздо реже - в конкретных предметных разработках; еще реже можно найти реализацию идеи креативности в практической деятельности учителя или в реальных учебных ситуациях. В школьных учебниках часто отсутствуют задания, требующие поиска новой информации, использования воображения. В целом, делается упор на воспроизведение и повторение содержания урока. Поэтому главная задача образования в школе и за ее пределами - поддержать исследовательские способности учеников, так как творческое отношение к предложенным заданиям обычно естественно у детей. Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания:

• дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта, 
• ищут стимулы и находят для себя проблемы, 
• обладают широким восприятием, богатым воображением, 
• легко и гибко меняют идеи, способы мышления, 
• испытывают интерес и увлечены своими действиями. 
 
 При этом конечно, не стоит забывать, что сделать кого-то креативным нельзя: нет возможности научиться творчеству по чьим-то рецептам. И вопросы, и действия должны быть собственными.

Категория: Разное | Добавил: NikNik
Просмотров: 1353 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Новые статьи
[03.10.2015][Семинары]
План проведения августовской конференции учителей технологии в 2015г. (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения августовской конференции ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения обучающего семинара для молодых учителей технологии, изобразительного искусства, музыки г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского обучающего семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения августовской секции ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[17.12.2013][Семинары]
«Организация образовательного процесса в школе в условиях реализации требований ФГОС». (0)
[29.10.2012][Ликбез]
Как установить FlashPlayer (0)
[16.05.2012][Ликбез]
Публикация презентации в сети Интернет. Преобразование презентаций во Flash. Обзор программ (0)
Кнопка сайта

Друзья сайта



Сайт



Metodichka.org



Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz