Пятница, 19.04.2024, 16:05
Приветствую Вас Гость | RSS

ИКТ на уроках технологии

ГМО
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 573
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Ликбез

Использование информационно-коммуникационных технологий в профориентации школьников
Современное общество за последнее десятилетие сделало огромный шаг в сторону превращения в информационное общество. Получение информации приобретает новое значение. Человек, вовремя получающий информацию и умеющий ее правильно применить, зачастую имеет преимущество в учебе и карьере. Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся. 
 
Вполне закономерно рассмотреть, как можно применить эти технологии в профориентационной работе с молодежью, так как именно она проявляет наибольший интерес к использованию достижений информатизации. 
 
Прежде всего, информационные технологии используются для сбора, хранения и предоставления информации в форме так называемого «электронного архива» - программ или комплекса программ, применяющихся для внесения и удаления информации, поиска по названиям и содержанию, составления различного вида отчетов и диаграмм. В настоящее время в мы обходимся возможностями пакета Microsoft Office. Однако в скором будущем может назреть необходимость перехода на пакеты, использующиеся в корпоративном делопроизводстве (к примеру, Lotus Notes). Это диктуется необходимостью обмениваться информацией между школами в режиме реального времени и созданием единой профориентационной сети с возможностями увеличения объема информации и облегчения доступа к ней вне зависимости от географического положения. 
 
Важный аспект работы школы по вопросам профориентации – владение информацией о предпочтениях учащейся молодежи, которой вскоре предстоит выйти на рынок труда. С этой целью школами регулярно проводятся социологические опросы и анкетирование. Чтобы облегчить получение результатов таких опросов, можно использовать программы, позволяющие автоматизировать проведение расчетов и создание отчетов, основанных на результатах. 
 
Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: 
1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности. 
2. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области. 
3. Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях. 
4. Развитие способностей к определенным видам деятельности. 
5.Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов. 
6. Восстановление знаний, умений и навыков. 
7. Контроль и оценивание уровней знаний и умений. 
 
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров: 
 
По решаемым педагогическим задачам: 
средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); 
средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); 
вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); 
комплексные средства (дистанционные учебные курсы). 
По функциям в организации образовательного процесса: 
информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы); 
интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); 
поисковые (каталоги, поисковые системы). 
По типу информации: 
электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы); 
электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы); 
электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты); 
электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); 
электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). 
По формам применения ИКТ в образовательном процессе: 
урочные; 
внеурочные.
По форме взаимодействия с обучаемым: 
технология асинхронного режима связи – «off - line» (оперативная электронная переписка, телеконференция, заказ и рассылка необходимого материала из электронных банков информации); 
технология синхронного режима связи – «on - line» (форум, чат, поиск информации в Интернет; установка собственных ресурсов в Глобальной сети). 
 
Внедрение ИКТ в образовательный процесс школы существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение знаний с помощью информационно-коммуникативных технологий. Деятельность педагога в этих условиях направлена не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения обучающегося в образовательном процессе. Задачи учителя – помочь обучающимся получить максимальную отдачу от учебы, следить за ходом учебы, осуществлять обратную связь в процессе выполнения заданий, проводить групповые занятия, консультировать обучающихся, поддерживать их заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения предмета, обеспечивать возможность использования различных форм контакта с ним (личные встречи, электронная почта, компьютерные конференции). Для более эффективной организации учебного процесса каждому учителю рекомендуется разработать электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК). 
 
ЭУМК (для учителя) 
Учебник или опорные конспекты (в виде схем). 
Программа элективного курса. Методические рекомендации по изучению курса. 
Задания и рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ. 
Контрольные задания для оценки результатов самостоятельной работы (проект, виртуальная лабораторная работа, тесты, КИМ). 
Электронное дидактическое обеспечение (анкеты, информационный материал, адреса сайтов, электронные доски объявлений). 
 
Основные направления (независимо от варианта организации) деятельности учителя, использующего ИКТ в профориетационной работе: 
Психолого-педагогическая диагностика личности школьника – подбор и разработка диагностических методик, позволяющих выявить: доминирующие каналы восприятия, предпочтительные способы передачи информации (графический, текстовый, вербальный, образный), темпы работы с информацией, уровень личной мотивации, личностные ориентации, зону ближайшего развития, коммуникативную включенность, уровень готовности к обучению, сформированность общеучебных умений и навыков. 
Формирование профильных групп (выделение в одном классе групп учащихся, интересующихся гуманитарными, естественнонаучными, физико-математическими или технологическими предметами; создание профильных групп на базе 10-11 классов, составление прогноза совместимости и результативности работы группы); 
Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки и модули с учетом индивидуальных особенностей учащихся. 
Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала с учетом их личностных ориентаций. Разработка дифференцированных и индивидуализированных инструкций и заданий для учащихся по работе с электронными и информационными ресурсами. 
Оказание помощи учащимся в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации и т.д. 
Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. 
Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся. 
Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого ученика в отдельности. 
 
Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс школы существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение знаний с помощью информационно-коммуникативных технологий. Деятельность педагога в этих условиях направлена не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения обучающегося в образовательном процессе.


Источник: http://tp-ulgpu.ucoz.ru/publ/ispolzovanie_informacionno_kommunikacionnykh_tekhnologij_v_proforientacii_shkolnikov/1-1-0-
Категория: Ликбез | Добавил: NikNik (15.02.2011) | Автор: З.Б.Тамарова, Т.В.Рыбакова
Просмотров: 3940 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Новые статьи
[03.10.2015][Семинары]
План проведения августовской конференции учителей технологии в 2015г. (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения августовской конференции ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения обучающего семинара для молодых учителей технологии, изобразительного искусства, музыки г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского обучающего семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения августовской секции ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[17.12.2013][Семинары]
«Организация образовательного процесса в школе в условиях реализации требований ФГОС». (0)
[29.10.2012][Ликбез]
Как установить FlashPlayer (0)
[16.05.2012][Ликбез]
Публикация презентации в сети Интернет. Преобразование презентаций во Flash. Обзор программ (0)
Кнопка сайта

Друзья сайта



Сайт



Metodichka.org



Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz