Пояснительная записка Образовательная программа составлена в соответствии с нормативными документами: • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; • Постановление правительства Белгородской области от 27.05.2005г. №119-пп «Об организации обучения строительным специальностям в общеобразовательных учреждениях области»; • Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26.04.2006г. №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования; • Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.05.2009г. №935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»; • Письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 9-06/2729-ВА от 13.05.2010 г «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2010-2011 учебном году».
Рабочая программа составлена на основе: авторской программы Технология. 5-11 под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д.Симоненко. М.: Просвещение, 2006;. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010 года. Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Технология» в 5 классе – 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Название учебно – методического комплекта: В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский, «Технология». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков). Под редакцией В. Д. Симоненко, Москва, «Просвещение», 2006г Количество учебных часов – 70, в том числе: проект – 12 часов.
Технология обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию творческого мышления у каждого обучающегося.
Важнейшими принципами развития и обучения школьников в образовательной области «Технология» являются: 1. Политехнический подход к формированию содержания технологической подготовки молодежи, ознакомление ее с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с привлечением экономических, экологических, предпринимательских и профориентационных знаний, овладение общетрудовыми усилиями и навыками, этикой трудовых отношений. 2. Овладение жизненно необходимыми технологическими знаниями и умениями, в том числе культурой труда, поведения и бесконфликтного общения. 3. Творческое и эстетическое развитие учащихся. 4. Профессиональное самоопределение и социально-трудовая адаптация молодежи.
Особенностями учебного предмета «Технология» являются: • практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников; • формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества - что создает предпосылки для более успешной социализации личности; • возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом. Преподавание предмета «Технология» осуществляется с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках Базовых разделов направления «Технология. Технический труд»: • Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов, • Электротехнические работы, • Технология ведения дома, • Черчение и графика, • Современное производство и профессиональное образование
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей: Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда. Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использованию технологической информации, проектирование и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда. Развитие познавательных интересов, технологического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результат их труда. Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
В процессе представления предмета: «Технология» должны быть решены следующие задачи: • формирование политических знаний и экологической культуры; • привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи; • ознакомление с основами современного производства и сферы услуг; • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи; • обеспечения учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнение профессиональных проб с целью профессионального потребления; • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения; • овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг; • использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественности инициативы ребенка. Основной задачей преподавания технологии в 5 классе является обучение школьников наиболее простым и экономичным способам изготовления и применения предметов, используемых во всех областях человеческой деятельности, профессиональным приёмам, помогающим в организации и ведении какого-либо дела. Подготовить учащихся к реализации своих замыслов в изготовлении творческого проекта и приобретению положительного опыта ведения домашнего хозяйства, содержания предметов и оборудования домашнего использования в исправном состоянии, умения устранить их неполадки и произвести мелкий ремонт. На уроках технологии в предусмотрено пополнение и углубление знаний учащихся по технологии обработки древесины, металлов и ознакомление с элементами машиноведения
Базовым для программы «Технология. Технический труд» для 5 класса является раздел: «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Так же, программа включает разделы: «Черчение и графика», «Технология ведения дома», «Проектирование и изготовление изделий». Кроме этих разделов введен раздел «Строительные ремонтно-отделочные работы» (на основании методических рекомендаций Управления образования и науки Белгородской о
|