Данные Рекомендации описывают общие подходы к формированию материально-технических и информационно-методических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. В дальнейшем в субъекты Российской Федерации будут направлены дополнительные разъяснения по оснащению образовательных учреждений лабораторным, демонстрационным оборудованием и наглядными пособиями, в том числе и для организации внеурочной деятельности, в части нецифровой техники. М.В. Дулинов
1. Пояснительная записка 1.1. Цели и назначение Рекомендаций Целью разработки Рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)1, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (далее - Рекомендации), является формирование методической основы для создания региональных (муниципальных, институциональных) программ обновления материально-технической базы общеобразовательных учреждений, конкретизированных перечней оснащения общеобразовательных учреждений, обеспечивающих выполнение требований ФГОС ООО к условиям реализации основной образовательной программы. Рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной информационно-образовательной среды, необходимой для реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ на основной ступени общего образования, установленных ФГОС ООО. Они исходят из задач комплексного использования учебной техники, обеспечения системно-деятельностного подхода, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к 1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644 самостоятельным проектным и поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на конструктивный компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации. Рекомендации могут быть адаптированы к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, социокультурным условиям. Рекомендации разработаны на основе требований ФГОС ООО к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования2, в соответствии с которыми учебные кабинеты, помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должны содержать полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности. Оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: - достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися; - развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий; - овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий; - индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы; 2 ФГОС ООО, раздел IV «Требования к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования» - формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно- исследовательской деятельности; - включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность; - проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций; - проектирования и конструирования, управления объектами, программирования; - создания обучающимися материальных и информационных объектов. Рекомендации охватывают все предметные области, а также внеурочную деятельность, предусмотренную ФГОС основного общего образования, в том числе учебно-исследовательскую и проектную, а также основные направления моделирования и технического творчества обучающихся. 1.2. Нормативные основания Предлагаемые Рекомендации разработаны в соответствии со ст. 7 ФЗ «Об образовании»3, ФГОС ООО, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений4, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях5, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников6, ГОСТ Р52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года, № 3266-1; (в действующей редакции) Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19682} s СанПиН 2.4.2- 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993) 6 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676) образовании. Термины и определения», ГОСТ Р53626-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». 1.3. Область применения Рекомендаций Предлагаемые Рекомендации могут быть использованы всеми образовательными учреждениями, реализующими программы основного общего образования, органами, осуществляющими управление в сфере образования, методическими службами при лицензировании образовательных учреждений, формировании государственных (муниципальных) заданий, проектировании программ развития образования различных уровней, разработке программ (графиков, дорожных карт) введения ФГОС, разработчиками и производителями продукции для сферы образования и др. Рекомендации могут быть также использованы при разработке новых видов оснащения и оборудования образовательного процесса. 2. Комплектно-модульное построение оснащения общеобразовательного учревдения Оснащение образовательного учреждения строится по принципу конструктора, который предоставляет возможность использовать как весь набор оборудования, так и отдельные его составляющие. Уровень оснащения обеспечивается соответствующим набором комплектов, модулей, отдельных составляющих комплектов и модулей. Уровень и особенности оснащения образовательного учреждения определяются в соответствии с целевыми установками и особенностями основной образовательной программы образовательного учреждения, сформированной на основе запросов участников образовательного процесса, а также социально-педагогическими условиями населенного пункта, муниципального образования и т.д. Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта: 1) общешкольное оснащение; 2) оснащение предметных кабинетов; 3) оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная деятельность. Каждый из комплектов может включать несколько модулей: технические средства обучения, лабораторное оборудование, наглядные средства обучения, информационно-методическую поддержку педагогического работника. Модуль информационно-методической поддержки педагогического работника содержит инструктивно-методические материалы, программы (модули, курсы) повышения квалификации педагогических работников по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе. Технические средства обучения содержат модули, отражающие функциональную, технологическую, организационную специфику и направленность и обеспечивающие согласованность их совместного использования, а также взаимодействие и согласованность с другой учебной техникой в образовательном процессе. Лабораторное и демонстрационное оборудование включают предметно-тематические модули и модули оборудования общего назначения, также отражающие специфику учебного предмета. Учебное оборудование, включенное в комплекты для основной ступени общего образования, должно обеспечить возможность проведения таких трех форм экспериментов, соответствующих требованиям к результатам освоения основных образовательных программ и примерным программам учебных предметов, как: демонстрационный эксперимент, фронтальный лабораторный эксперимент и эксперимент (групповой, индивидуальный) в рамках внеурочной проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также технического творчества и моделирования. 3. Оснащение общеобразовательного учреяедения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования 3.1. Оснащение образовательного учреждения должно формироваться на основе следующих принципов: • соответствие требованиям ФГОС ООО, обеспечение преемственности с оснащением для начального общего образования; • учет возрастных психолого-педагогических особенностей обучающихся; • необходимость и достаточность оснащения образовательного процесса для полной реализации основных образовательных программ основного общего образования, в том числе части, формируемой участниками образовательного процесса; • универсальность - возможность применения одного и того же учебного оборудования для решения комплекса задач в учебной и внеурочной деятельности, в различных предметных областях, с использованием различных методик обучения и пр.; • комплектность и модульность, позволяющие реализовать различные основные образовательные программы с учетом реальных особенностей образовательных учреждений и основных образовательных программ, различных рабочих программ и учебно-методических комплексов, направлений внеурочной деятельности, а также потребностей участников образовательного процесса; • обеспечение эргономичного режима работы участников образовательного процесса; • согласованность совместного использования (содержательная, функциональная, технологическая, программная и пр.); • соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим требованиям, требованиям пожарной и электробезопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений. 3.2. Совокупность комплектов оснащения должна обеспечивать возможность: • функционирования соответствующей требованиям ФГОС ООО информационно-образовательной среды образовательного учреждения; • реализации в полном объеме основных образовательных программ основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся; • использования современных образовательных технологий в учебной и внеурочной деятельности; • активного применения образовательных информационно-коммуникационных технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий); • безопасного доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам, расположенным в открытом доступе и (или) в федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов; б • в электронной форме: - управлять образовательным процессом; - создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; - формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма; - создавать, обрабатывать и редактировать звук; - создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения; - индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами; - работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности; - визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.); - размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы образовательного процесса (в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками образовательного учебного процесса информационные ресурсы); - проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования; - проводить различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации; - осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; — осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями. Среда деятельности учителя и учащегося должна обеспечивать возможность: - строить динамические компьютерные модели объектов и процессов; - проводить виртуальные эксперименты и анализ полученных при этом результатов; - анализировать зависимость поведения рассматриваемого объекта от его параметров, начальных и граничных условий; - выдвигать гипотезы, объясняющие ход исследуемых процессов; - сравнивать виртуальные процессы с наблюдаемыми в реальном эксперименте и с математическими моделями процессов. 3.3. На поставляемые комплекты оснащения или отдельные его элементы (далее — оборудование) поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия которой не может составлять менее трех лет и не может быть менее срока действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки. Информация о сервисных центрах в регионах поставки оборудования должна входить в сопроводительную документацию к каждой единице или комплекту оборудования. Поставщики должны обеспечивать обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание поставляемого оборудования, функционирование службы технической и информационной поддержки, позволяющей обеспечить эффективное использование поставляемого оборудования в образовательном процессе. 4. Общешкольное оснащение К общешкольному оснащению относится оборудование, не закрепленное за предметными кабинетами, использующееся в многопредметных и надпредметных проектах, создании единой информационной сети и управлении образовательным учреждением и пр. К данному оборудованию в большей степени относятся средства ИКТ, позволяющие производить сбор, хранение, обработку информации, а также обеспечивать ее представление, распространение и управление. Такое оборудование многофункционально, интегративно, оно используется для различных видов урочной и внеурочной деятельности, для торжественных актов школы, на межшкольных семинарах, для работы с родителями и общественностью. Оно может быть размещено также в помещениях для самостоятельной работы обучающихся после уроков (медиатека, читальный зал библиотеки и т. д.). Это может быть комплект мобильного оборудования - ноутбуки, проекторы, организованные в виде передвижных многофункциональных компьютерных классов, автоматизированных рабочих мест педагогов-предметников, обучающихся (с учетом возможностей передвижения в пределах одного этажа, двух и более этажей при наличии лифтового хозяйства). ФГОС ООО предъявляет требования к наличию информационно-образовательной среды, обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение работ учителей и учащихся, взаимодействие участников образовательного процесса. Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера, рабочих мест представителей администрации школы, педагогов, обучающихся, возможности интефации их в Интернет. 5. Общие рекомендации по оснащению учебных кабинетов для основной ступени общего образования Оснащение учебных кабинетов должно обеспечиваться оборудованием автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся, а также набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса. Автоматизированное рабочее место включает не только собственно компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности. Цифровые измерительные приборы существенно расширяют эффективность школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, дают новые возможности для проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, в математике - использованием виртуальных лабораторий, в ряде других предметов - возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ. В виртуальных лабораториях учащиеся могут провести и демонстрационные опыты учителя и значительное число других экспериментов. Потребность использования АРМ обучающихся при изучении различных предметных областей определяет организационную модификацию данного комплекта: организация стационарных автоматизированных рабочих мест обучающихся либо комплект общешкольного оснащения. Традиционные средства обучения по предметным областям должны содержать различные средства наглядности, а также лабораторное и демонстрационное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и пр. Традиционные средства обучения используются самостоятельно, а также совместно со средствами ИКТ и повышают их функциональность и эффективность использования в образовательном процессе. Таблица Рекомендуемое оснащение учебных кабинетов для основной ступени общего образования №п/п Наименование модуля Состав и предназначение оборудования, входящего в модуль Количественный состав автоматизированного рабочего места
педагога обучаю-щихся 1 Модуль: технические средства обучения 1.1. Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК) СПАК является составной частью информационно-образовательной среды образовательного учреждения, обеспечивает решение профессиональных задач педагога с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). СПАК должен обеспечивать сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Все технические средств СПАК должны быть скоммутированы между собой. СПАК включает: 1. Персональный или мобильный компьютер (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением 2. Интерактивное оборудование 2.1. Интерактивная доска 2.2. Проектор мультимедийный 1 ед. 1ед. 1 ед. X X X 2.3. Визуализатор цифровой 3. Оборудование для тестирования качества знаний обучающихся 4. Копировально-множительная техника 4.1. Печатное, копировальное, сканирующие устройства (отдельные элементы или в виде многофункционального устройства, в соответствии с целями и задачами использования оборудования в образовательном процессе) 5. Прочее оборудование Аппаратное и программное обеспечение компьютера должно обеспечивать: управление учебным процессом; создание и редактирование электронных таблиц, текстов и презентаций; создание, обработку и редактирование звука; создание, обработку и редактирование растровых, векторных и видеоизображений; создание и редактирование интерактивных учебных материалов, образовательных ресурсов, творческих работ со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами; работу с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности; визуализирование исторических данных (создание ленты времени и др.); возможность размещения, систематизирования и хранения (накапливания) материалов образовательного процесса; проведение мониторинга и фиксацию хода учебного процесса и результатов освоения 1 ед. 1ед. 1 ед. 1 компл. X X X X 11
основной образовательной программы общего образования; проведение различных видов и форм контроля знаний, умений и навыков, осуществление адаптивной (дифференцированной) подготовки к государственной (итоговой) аттестации; осуществление взаимодействия между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; возможность безопасного доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам и пр. Программное обеспечение компьютеров педагога и обучающихся должно иметь одинаковый интерфейс. Интерактивное оборудование предназначено для визуализации учебного материала, полученного с цифровых и нецифровых носителей, на интерактивном экране, сохранения результатов образовательного процесса и образовательных достижений (в том числе формирование портфолио) обучающихся. Копировально-множительная техника предназначена для тиражирования учебного материала, сохранения в цифровом формате результатов образовательного процесса и образовательных достижений (формирование портфолио) обучающихся. Прочее оборудование включает фото и/или видео технику, гарнитуру, устройства для коммутации оборудования. 1.2. Специализированный программно-аппаратный комплекс обучающихся (СПАК) СПАК является составной частью информационно-образовательной среды образовательного учреждения, обеспечивает решение учебно-познавательных задач обучающихся с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). СПАК должен обеспечивать сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Все технические средств СПАК должны быть скоммутированы между собой. СПАК включает: 1. Персональный или мобильный компьютер (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением 2. Прочее оборудование Аппаратное и программное обеспечение компьютера должно обеспечивать: управление учебным процессом; создание и редактирование электронных таблиц, текстов и презентаций; создание, обработку и редактирование звука; создание, обработку и редактирование растровых, векторных и видеоизображений; создание и редактирование интерактивных учебных материалов, образовательных ресурсов, творческих работ со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами; работу с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности; визуализирование исторических данных X X 1 ед. на 1 чел. 1 компл.
(создание ленты времени и др.); возможность размещения, систематизирования и хранения (накапливания) материалов образовательного процесса; проведение мониторинга и фиксацию хода учебного процесса и результатов освоения основной образовательной программы общего образования; проведение различных видов и форм контроля знаний, умений и навыков, осуществление адаптивной (дифференцированной) подготовки к государственной (итоговой) аттестации; осуществление взаимодействия между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; возможность безопасного доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам и пр. Программное обеспечение компьютеров педагога и обучающихся должно иметь одинаковый интерфейс. Прочее оборудование включает фото и/или видео технику, гарнитуры, веб-камеры, графические планшеты, устройства для коммутации оборудования, устройства для организации локальной беспроводной сети и пр. 1.3. Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки портативных компьютеров, прочего учебного оборудования Универсальная платформа обеспечивает межпредметное (межкабинетное) использование оборудования. 1ед. 14 2. Модуль: лабораторное и демонстрационное оборудование 2.1. Обучающая цифровая лабораторная учебная техника Может быть представлена в виде полнофункционального мобильного и/или стационарного лабораторного комплекса (комплексов), предназначенного для организации учебной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, для формирования у обучающихся навыков цифрового измерения результатов проведения натурных экспериментов в пределах учебного помещения и вне его. Обучающая цифровая лабораторная учебная техника включает: 1. Комплект цифрового измерительного оборудования для проведения естественно-научных экспериментов 2. Цифровой микроскоп 3. Комплект лабораторных приборов и инструментов, микропрепаратов и пр., обеспечивающих корректную постановку экспериментов, наблюдений, опытов с использованием цифровой лабораторной учебной техники. ОДИН комплект демон-страцион-ного оборудо-вания по одному комплекту оборудова-ния на 4 -6 чел. 2.2. Обучающая традиционная лабораторная учебная техника Может быть представлена наборами традиционных лабораторных приборов, используемых обучающимися при постановке экспериментов, наблюдений, опытов по программам учебных предметов и внеурочной деятельности. один комплект демон-страцион-ного оборудо-вания по одному комплекту оборудова-ния на 4 — 6 чел. 2.3. Учебная техника для отработки практических Может быть представлена наборами конструкторов, робототехники, тренажерами и пр., предназначенными для X по одному комплекту оборудова- 15
действий и навыков, проектирования и конструирования моделирования, технического творчества и проектной деятельности, отработки практических навыков в области безопасности жизнедеятельности, трудовых навыков и пр. ния на 4 — 6 чел. 3. Модуль: наглядные пособия по предметам 3.1. Наглядные пособия по предметам Могут быть представлены учебной техникой, обеспечивающей визуально-звуковое представление объекта изучения. Наглядные пособия по предметам включают: электронные образовательные ресурсы (ЭОР), а также традиционные: объёмные пособия - макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т.д.; плоскостные пособия - таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи и т.п. ОДИН комплект демон-страцион-ного оборудо-вания по одному комплекту оборудова-ния на одного или группу обучающих ся 4. Модуль: информационно-методической поддержки педагогического работника 4.1. Методические материалы для педагогического работника по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе Материалы должны содержать руководство пользователя по подключению, наладке комплекта или отдельных модулей комплекта, описание конструктивных особенностей и технологии работы с оборудованием, примеры практической работы с оборудованием, описание порядка постановки экспериментов с использованием оборудования и пр. 4.2. Программы (модули, курсы) повышения квалификации педагогических работников по использованию Разработанные программы (модули, курсы) могут являться частью программ повышения квалификации, обеспечивающих в соответствии с требованиями ФГОС ООО непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, в объеме не менее 108 часов и не реже 16 комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе одного раза в пять лет. 6. Оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности обучающихся, в моделирование, техническое творчество и проектную деятельность том числе Внеурочная деятельность обучающихся, в том числе моделирование, техническое творчество и проектная деятельность, может быть организована с использованием учебной техники учебных кабинетов с повышенным уровнем оснащения, а также на базе специально созданных и оснащенных на повышенном уровне лабораторий, мастерских, помещений для технического творчества и моделирования, предусмотренных требованиями ФГОС ООО. Повышенный уровень оснащения образовательного процесса требует создания дополнительного специализированного модуля, при работе с которым деятельность школьников будет носить преимущественно исследовательский характер с использованием расширенного набора цифрового измерительного оборудования, оборудования для изучения альтернативных источников энергии, а также программного обеспечения, современных нанотехнологий и робототехники. Инструментальная среда для моделирования должна представлять собой инструментарий для практикума (виртуальный компьютерный конструктор, максимально приспособленный для использования в учебных целях). Она должна являться проектной средой, предназначенной для создания моделей различных явлений, проведения численных экспериментов. При организации деятельности обучающихся должны использоваться новые информационные технологии: мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, обучающие компьютерные программы, электронные библиотеки, которые включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики. Деятельность обучающихся должна быть обеспечена необходимыми расходными материалами.
|