Профильное министерство Украины продолжает совещания с ректорами институтов последипломного образования, целью которых является улучшение деятельности учреждений в 2012 году. По сообщениям министерства, наиболее активную дискуссию среди участников вызывают вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе и преодоления компьютерной безграмотности учителей. Участники совещания пришли к мнению, что в регионах компьютерная грамотность учителей зависит, прежде всего, от директора учебного заведения. "Тот директор, который провел мониторинг ситуации, четко сформулировал задачу по решению проблемы, нашел резервы и возможности, которые не требуют дополнительного финансирования, смог успешно решить проблему. А резервов для преодоления компьютерной безграмотности было названо достаточно: обучение учитель - учитель; ученик - учитель; университет - школа, дети, внуки учителя, которые свободно владеют компьютером и могут помочь", - говорится в сообщении пресс-службы Министерства образования. Участники совещания также отметили, что самое главное требование к современному директору школы, как тест на соответствие своей должности, - это владение ИКТ, а также поддержали необходимость внесения соответствующих изменений в нормативные документы, сообщили в Минобразования. Необходимо отметить, что в начале недели заместитель министра образования Борис Жебровский заверил общественность, что в 2011 году удалось ликвидировать компьютерную неграмотность учителей. Такое заявление, вызвавшее "удивление" учителей школ, заместитель министра сделал во время встречи с чиновниками Европейской Комиссии по вопросам образования и культуры. Он в частности отметил: "В начале 2011 года всего 40% учителей умели пользоваться компьютером. Согласно предварительной информации, в конце 2011 года 100% учителей овладели компьютерными технологиями. Этот год стал годом ликвидации компьютерной неграмотности учителей". О наличии в общеобразовательных учебных заведениях необходимых технических условий для организации процесса обучения учителей в министерстве не сообщили. Напомним, в соответствии с планами министерства каждый учитель, независимо от уровня своей квалификации, к концу этого года должен ориентироваться в информационном пространстве, должен уметь получать информацию и оперировать ею в соответствии с собственными потребностями и требованиями современного высокотехнологичного общества. С этой целью, в июне текущего года ведомством были предоставлены соответствующиеметодические рекомендации, содержащие алгоритм обучения учителей основам ИКТ и требования к уровню овладения учителями компьютерной техникой.
Методические рекомендации по обучению учителей основам информационно-коммуникационных технологий.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс школ информационно-коммуникационных технологий является требованием времени. На сегодня, без использования информационно-коммуникационных средств невозможно обеспечить равный доступ к качественному образованию для всех учащихся.С началом компьютеризации учебных заведений проводилась и подготовка учителей. Овладение учителями основами информационно-коммуникационных технологий осуществлялось: во время учебы в педагогических учебных заведениях; во время курсов повышения квалификации в институтах последипломного педагогического образования; путем самообразования; путем проведения курсов отдельными крупными международными ИТ-корпорациями и т.п.. С целью обеспечения 100-процентного овладение учителями до конца 2011 года основ информационно-коммуникационных технологий Министерство рекомендует активизировать традиционные, приведенные выше, формы организации работы и внедрять инновационные формы, которые были представлены во время Всеукраинской эстафеты "Новые горизонты украинской школы":
учитель - учитель. Эта форма предполагает обучение одних учителей другими, которые имеют навыки владения ИКТ, в рамках одного учебного заведения. Опыт внедрения такой формы имеют почти все регионы страны; школа - школа. Учебные заведения, в которых учителя владеют информационно-коммуникационными технологиями берут шефство над своими коллегами из другого (их) заведения (а) в целях повышения уровня их ИК компетентности. Опыт подобной работы имеют заведениях города Киева; ученик - учитель. Подобная форма направлена на сотрудничество между учителем и учеником, в ходе которой идет двусторонний обмен информацией. Она позволяет учителям повысить свой уровень владения ИК технологиями и улучшить взаимопонимание с учениками. Опыт такой формы работы не столь распространен, но он апробирован в отдельных учреждениях большинства регионов страны. Каждый учитель общеобразовательного учебного заведения, независимо от степени, типа, формы собственности заведения и уровня своей квалификации, должен уметь ориентироваться в информационном пространстве, получать информацию и оперировать ею в соответствии с собственными потребностями и требованиями современного высокотехнологичного общества. А именно: Создавать: текстовые документы; таблицы; рисунки; диаграммы; презентации. Использовать: Интернет-технологии; локальные сети; базы данных. Осуществлять: анкетирование; диагностирования; тестирования; поиск необходимой информации в сети Интернет. Разрабатывать собственные электронные продукты (разработки уроков, демонстрационный материал).
Совмещать готовые электронные продукты (электронные учебники, энциклопедии, обучающие программы, демонстрационные программы т. п.) в своей профессиональной деятельности.
Соответствие уровня владения учителями информационно-коммуникационными технологиями вышеприведенным ориентировочным требованиям должны определять местные органы управления образованием. Министерство предполагает проведение мониторинга обученности учителей.
Учебным заведениям, все учителя которых соответствуют требованиям к уровню владения ИКТ, районные (городские) отделы образования выдают сертификат "100 процентов владения ИКТ".
В целях поощрения учителей к овладению навыками использования ИКТ органы местного самоуправления могут устанавливать иные формы морального и материального стимулирования (ежемесячные, квартальные дифференцированные доплаты учителям соответственно уровня, премирования, первоочередное снабжение средств ИКТ и т.д.).
|