Пятница, 29.03.2024, 01:34
Приветствую Вас Гость | RSS

ИКТ на уроках технологии

ГМО
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 573
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Инновационные процессы в технологическом образовании школьников: анализ результатов и тенденций развития

Е. А. Гилева (Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования)

В современных условиях развития информационно-технологического общества повышается роль технологического образования молодежи как стратегического фактора подъема экономики. Подъем промышленного производства России требует большого количества квалифицированных специалистов, владеющих современной техникой и технологиями производства, в том числе и инженерно-технических кадров, способных обеспечить функционирование и развитие ключевых отраслей современного производства.

Решение данных задач возможно только в процессе модернизации российского образования, причем успешность этих процессов напрямую зависит от заинтересованности и готовности педагогов к эффективной реализации поставленных задач,  желании  принимать активное и деятельное участие в управлении образовательным процессом на современном уровне, повышении собственного профессионального уровня. Достижение поставленных задач возможно только в процессе инновационной деятельности. Инновация – это некое новшество, требующее изменения образа деятельности и стиля мышления, в результате чего происходят целенаправленные изменения, повышается эффективность деятельности, улучшаются результаты труда. Однако, инновационные процессы требуют и значительной мобилизации ресурсов различного вида, предполагают наличие устойчивой мотивации к свершению преобразований. Но не все педагоги готовы действовать в таком режиме. Результаты социологического исследования по выяснению отношения педагогов к внедрению новшеств в образовательный процесс показывают, что 46% педагогов понимают необходимость инновационных процессов и только 4 % имеют внутреннюю потребность заниматься новациями. Следовательно, только половина педагогов осознают важность инноваций. Эти показатели объективно свидетельствуют, что инновационная деятельность имеет свои сложности и трудности в реализации, которые заключаются в следующем:

1) Необходимость предварительного планирования деятельности и прогнозирования результатов;

2) Необходимость изменения организационной структуры и системы управления;

3) Использование интерактивных форм сотрудничества, необходимость работать в единой «команде»;

4) Мобильность и постоянная готовность к «молниеносному» принятию решения, умение взять на себя ответственность за принятие решение;

5) Отсутствие жестких связей и иерархии в процессе взаимодействия;

6) Демократичность и открытость организационных  и управленческих процессов;

7) Наличие определенных процессуальных и результатных рисков;

8) Неприятие инновационных процессов определенным количеством участников профессиональной деятельности и даже возможность игнорирования и сопротивления отдельных работников.

Специфика образовательного учреждения как организационной структуры состоит в осуществлении процесса образования, которое рассматривается как единый процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства. Следовательно, все инновационные изменения должны проходить в поле этих явлений, с учетом интеграции и координации деятельности отдельных организационных структур. Проблемы современного образования, их характер и сущность, возможные пути их решения непосредственно связаны с глобальными социокультурными тенденциями, происходящими в российском обществе в начале XXI века. На первый план поставлена цель по созданию условий для саморазвития личности в процессе обучения в условиях реализации деятельностно-ценностной парадигмы образования. В соответствии с этой целью педагогам необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы его основным субъектом являлся ученик, имеющий собственные познавательные потребности и интересы, творчески думающий, активно и мобильно действующий в социально-экономических условиях, способный к жизненному и профессиональному самоопределению.

Инновационные процессы в системе образования характеризуются широким спектром направленности их реализации. Выделим такие инновации, которые, по нашему мнению, наиболее активно и значимо осуществляются в процессе модернизации российского образования:

1) Обновление содержания общего и профессионального образования;

2) Личностно ориентированный характер обучения, т.е. «обучение в сотрудничестве», что предполагает использование интерактивных методик и технологий обучения, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

3) Формирование единого образовательного пространства, предусматривающего интеграцию учебной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, сотрудничество с семьей, учет влияний социума;

4) Использование здоровьесберегающих технологий в обучении;

5) Реализация Концепции профильного обучения в старшей школе, ориентированной на образовательную индивидуализацию и дифференциацию, создание профильных классов и осуществление предпрофильной подготовки учащихся основной школы, обеспечивающих осознанное жизненное и профессиональное самоопределение школьников;

6) Формирование у школьников осознанной потребности в объективной самооценке собственных достижений и в адекватной самореализации в процессе реализации индивидуальных «портфолио обучающегося» и обеспечения комплексного характера воспитательного процесса;

7) Внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий.

Все эти организационные и содержательные новшества требуют высокого уровня профессиональной компетентности педагогов, их психологической и практической готовности  к инновационной деятельности.

Следует отметить, что все виды инноваций непосредственно реализуются и в технологическом образовании, но имеют место и специфические виды новаций. Образовательная области «Технология» является основной практико-ориентированной областью знаний в общеобразовательной школе, знакомящей школьников с различными сферами общественного производства и, в наибольшей степени, способствующей профессиональной ориентации, нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения. Эта область развивает и расширяет интегративное начало образования, заложенное в Концепции модернизации российской школы. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы творческой преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры человечества, предоставляющий школьникам возможность применять на практике знания основ различных наук. Данный учебный курс направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. На современном этапе именно технологические знания и умения формируют у школьников основу для овладения наукоемкими и «высокими» технологиями, что особенно важно для социально-экономического развития нашей страны. Технологическая компонента придает образованию системный характер, способствует осуществлению личностно ориентированного подхода в образовании. Кроме того, технологическое образование способствует самореализации личности и ее гражданскому становлению.

Рассмотрим более подробно содержание возможных инноваций в образовании и проблемы, возникающие в современном технологическом образовании.

Важную роль на современном этапе играет система профильного обучения, которая рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями и интересами в отношении продолжения образования.

Рассмотрим основные образовательные задачи профильной школы:

  • актуализировать потребность учащихся в осознанном определении жизненных и профессиональных планов;
  • дать современную и достоверную информацию о мире труда, основных группах профессий, тенденциях развития рынка труда;
  • обеспечить учащихся информационными ресурсами для построения жизненных планов и профессиональной карьеры;
  • создать условия для получения учащимися минимального личного опыта  в отношении различных областей профессиональной деятельности;
  • получить практический опыт проектирования индивидуальной жизненной и профессиональной траектории.

Все эти задачи могут быть одновременно решены только в процессе профильного технологического образования, но статистика, к сожалению, представляет нам негативные результаты. Данные социологических исследований выбора образовательными учреждениями профилей обучения в старшей школе, показывают, что технологический профиль обучения занимает предпоследнее место в общем списке. Попытаемся определить причины сложившейся ситуации: при проведении анкетирования руководителей образовательных учреждений, проводимого в рамках курсов повышения квалификации педагогических работников, были выделены следующие негативные факторы:

1) технологический профиль не престижен для школы;

2) требуются большие материально-технические и финансовые ресурсы;

3) нет высококвалифицированных кадров;

4) нет понимания со стороны родителей учащихся;

5) требуется дополнительное внеурочное время для выполнения проектных и учебно-исследовательских работ школьниками.

Тем не менее, внимательное изучение нормативных документов позволяет определить важность технологической подготовки старшеклассников. Содержание государственного образовательного стандарта по технологии уже предполагает универсальную подготовку школьников к профессиональной деятельности; позволяет учащимся психологически и практически подготовится к грамотному поведению на рынке труда. В содержание обучения технологии в старшей школе заложено выполнение практических работ (профессиональных проб) в различных сферах деятельности, что позволяет учащимся не только иметь представление о смысле и структуре выбранной профессии, но и реально познакомиться с содержанием видов деятельности в данной профессии. Анализируя нормативные документы, следует отметить, что только технологический профиль обучения несет в себе широкие образовательные и социальные возможности в контексте практической готовности старшеклассников к осознанному и грамотному социально-профессиональному самоопределению.

Рассмотрим социальную значимость технологического профиля. Уже было отмечено выше, в процессе профильного технологического обучения старшеклассники приобретают умения грамотного поведения на рынке труда; овладевают технологией проектирования профессиональной деятельности; обучаются навыкам сбора, обработки и оценки информации; изучают основы потребительских знаний. Все это необходимо знать и уметь современному человеку, чтобы быть уверенным в себе и успешно адаптироваться во взрослой жизни. Кроме того, технологический профиль обучения предполагает осуществление специальной технологической подготовки, где старшеклассники могут более подробно на теоретическом и практическом уровнях познакомиться с содержанием какой–либо сферы профессиональной деятельности, что позволит им в будущем, на этапе окончания средней школы, осознанно выбрать  профессию и определить пути получения профессионального образования. Тем не менее, следует помнить, что при организации и реализации технологического профиля не должна осуществляться подмена системы профессионального образования, профильное обучение не должно повторять структуру профессиональной деятельности, а только обеспечивать социально-профессиональную ориентированность школьников в построении жизненной траектории и профессиональной карьеры.

В процессе реализации Концепции профильного обучения непосредственно осуществляются и другие инновационные идеи. Так, например, предусматривается и дифференциация содержания учебных программ на профильном и базовом уровнях. Эти изменения требуют дополнительной подготовки педагогов к преподаванию новых разделов учебной программы, использования в процессе обучения современных методик и технологий обучения, что, в свою очередь, повышает качество и эффективность образовательной деятельности учреждений образования. Также технологическое образование активно использует методы здоровьесберегающего обучения; хотя организация технологической подготовки школьников – это уже здоровьесберегающая среда, поскольку на уроках технологии происходит постоянная смена видов деятельности, как умственной, так и практической; содержание учебной программы предусматривает широкий спектр учебных тем, которые не однообразны и поэтому интересны учащимся, т.к. они понимают их практическую социальную значимость и осознают полезность полученных знаний и практического опыта для дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.

Конечно, нам, учителям технологии, есть, чем гордиться. Это достижения наших учеников, их участие в олимпиадах и конкурсах. Это создание профильных технологических классов (пусть их немного, но они востребованы учащимися). Это наши собственные педагогические достижения – победы в конкурсе лучших учителей, участие в международных и всероссийских конференциях, публикации в научно-методических журналах, активное использование современных педагогических технологий в процессе обучения. Все это положительные результаты технологического образования. Но не следует останавливаться на достигнутом, в образовательной области «Технология» есть еще и немало проблем.

К сожалению, недооценка руководством системы образования значения образовательной области «Технология» в системе общего образования не позволяет в полной мере решать задачи, стоящие перед технологическим образованием школьников. Определенные трудности возникли с переходом на базисный учебный план 2004 года, который предусматривает сокращение учебных часов на технологию, что приведет к сокращению учебной нагрузки учителей технологии и их уходу из школы, а это непосредственно «грозит» технологическому образованию ухудшением качества и падением познавательного интереса учащихся к данному предмету, не говоря уже о будущей взрослой жизни выпускников школ.

Происходит реальное ухудшение материальной базы: ощущается острая нехватка дидактических и учебно-методических материалов по изучению технологии, особенно в сельской школе; практически отсутствует современное учебное оборудование, программное обеспечение, электронные и мультимедийные средства обучения и наглядные пособия, а в ряде школ вообще отсутствуют специально оборудованные кабинеты и мастерские. Естественно, наш предмет является самым финансово затратным, а обновление материальной базы для уроков технологии необходимо постоянно, т.к. происходит быстрая смена производственных и информационных технологий, основы которых ученики изучают на уроках технологии, что помогает впоследствии учащимся более результативно изучать другие школьные предметы и позволяет им в будущем стать квалифицированными и компетентными работниками.

Определенные сложности имеются и в обеспечении педагогическими кадрами, особенно для технического труда – это и низкая заработная плата, и необходимость наличия универсальной профессиональной подготовки педагогов, и отсутствие понимания и уважения со стороны коллег и администрации школ, и постоянная необходимость добывать материалы для выполнения учебных практических работ и поддержания материальной базы.

К сожалению большинство перечисленных проблем являются трудноразрешимыми, но не все так плохо. Очень часто мы видим только внешние пути решения возникших проблем, но существуют и внутренние резервы: всегда есть возможности привлечения спонсоров, родителей и самих учащихся к улучшению материальной базы технологии. Сейчас проводятся разнообразные конкурсы социальных проектов, участвуя в которых можно получить некоторое финансирование. Не следует забывать учителям технологии и о повышении уровня профессиональной компетентности: нужно более активно использовать ИКТ и разнообразные интерактивные технологии  в преподавании, осуществлять интеграцию с другими учителями-предметниками, посещать тематические курсы, постоянно заниматься самообразованием с целью повышения познавательного интереса учащихся к данному предмету. Не следует предаваться унынию по поводу сокращения учебных часов на технологию и ухудшения материальной базы, а нужно искать иные способы пропаганды нашего предмета: это разработка учебных программ для проведение курсов по выбору учащихся и элективных курсов технологической направленности, организацию технологических профильных классов, проведение факультативов, участие в дополнительном образовании – поскольку многие из нас имеют универсальную подготовку, владеют большим количеством ремесел и видов обработки различных материалов. Важность и значимость технологической подготовки показывают выставки творческих и прикладных работ учащихся, весомые результаты участия в конкурсах социальных проектов, получение грантов, организация волонтерского движения. Нам есть, что показать и есть, чем доказать, что технология – не второстепенный предмет, что технологическая подготовка позволяет решать первоочередные задачи  в образовании и имеет важное значение в жизненном и профессиональном самоопределении выпускников школ.

Необходимо обратить особое внимание руководства общеобразовательных учреждений на важность технологической подготовки школьников как эффективного средства социализации молодежи. Именно этот учебный предмет обеспечивает использование самых разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в прогрессивные идеи, продукты и услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства. И, самое главное, нужно осознавать нашу значимость и постоянно помнить, что на наш предмет возложена задача государственной важности – подготовка будущих работников, тружеников, владеющих технологической культурой - культурой преобразующей деятельности, которые будут создавать богатства для нашей страны, определять её конкурентоспособность на мировом рынке, способствовать её экономическому процветанию и технологическому могуществу.



Источник: http://ftip.nspu.net/joo/index.php?option=com_content&view=article&id=245:2010-05-04-04-37-59&catid=27:2007&Itemid=53
Категория: Мои статьи | Добавил: NikNik (02.09.2011) | Автор: Е. А. Гилева
Просмотров: 4981 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Новые статьи
[03.10.2015][Семинары]
План проведения августовской конференции учителей технологии в 2015г. (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения августовской конференции ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения обучающего семинара для молодых учителей технологии, изобразительного искусства, музыки г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского обучающего семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения августовской секции ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[17.12.2013][Семинары]
«Организация образовательного процесса в школе в условиях реализации требований ФГОС». (0)
[29.10.2012][Ликбез]
Как установить FlashPlayer (0)
[16.05.2012][Ликбез]
Публикация презентации в сети Интернет. Преобразование презентаций во Flash. Обзор программ (0)
Кнопка сайта

Друзья сайта



Сайт



Metodichka.org



Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz