Понедельник, 29.04.2024, 04:13
Приветствую Вас Гость | RSS

ИКТ на уроках технологии

ГМО
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 573
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Проектная деятельность школьников с применением ИКТ

Подготовила учитель технологии

МОУ «СОШ № 45 г.Белгорода»

Хамитулина Марина Александровна


    Современный мир уже просто немыслим без компьютерной техники. Информационно-коммуникационные технологии в настоящее время становятся всё более популярными в обучении. В информационных технологиях обучения выделяют два компонента, участвующие в пе¬редаче учебной информации: технические средства — компьютерная техника и средства связи и программные средства, которые мо¬гут быть различного назначения. Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из названных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят в учебный процесс свою специфику.
Компьютер, как ни одно другое средство обучения, создает условия для реализации но-вого в дидактике принципа интегративности. В системе технологической подготовки интегративные связи позволяют ярче представить ха¬рактеристику предмета технологии, показать взаимосвязь между содержанием отдельных его разделов и модулей, между информацион¬ной и технологической подготовкой. Они открывают новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных технических средств. Инновационные методики, обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Курсы «Интернет - технологии для учителя - предметника» в Белгородском Центре Федерации Интернет Образования побудили изменить отношение к преподаваемому предмету. Большое внимание было уделено поиску существующих сегодня в продаже компьютерных обучающих программ по технологии и их распространению среди учеников. Целью работы в данном направлении является эффективное использование важнейших преимуществ информационно-коммуникативных средств обучения, адаптирование тематического планирования с учетом использования компьютерных средств, обучающих программ, электронных пособий, компьютерных журналов моделей, видеоматериалов по разным разделам программы. Мультимедиа ресурсы в виде презентаций уроков, обучающих фильмов, электронных пособий создавались учителем в процессе работы. Использование этих средств обучения направлено на повышение качества и эффективности учебного процесса. В настоящее время оформлен видеоматериал музейного урока «Традиционный женский русский народный костюм», видеофильм «Страницы истории костюма в России» из фондов Санкт-Петербургского государственного музея. Разработаны уроки и дидактический материал к ним в виде технологических карт по разделу «Строительные ремонтно-отделочные работы», которые вошли в комплект программно-методического комплекса для учителей технологии, выпущенного Центром Дистанционного Образования БелРИПКППС в 2008 году. 
На основе анализа научной психолого-пе¬дагогической и специальной литературы, а также данных опытно-экспериментальной ра¬боты нами на сегодня выявлено шесть основ¬ных отличительных особенностей компьютера как средства обучения в комплексном его ис-пользовании с программными средствами различного назначения на уроках технологии. 
1. Возможность работы учащихся с ком¬пьютерной техникой в режиме диалога.
Наличие обратной связи позволяет в неко¬торых случаях передать отдельные функции педагога машине и обеспечить необходимый объем внимания для каждого учащегося, что особенно важно в условиях дефицита учебно¬го времени. Так как компьютеры можно объединить в локальную сеть, то в режиме диало¬га могут быть использованы различные орга¬низационные формы обучения: фронтальная, групповая и индивидуальная.
2. Возможность организации полноцен¬ной индивидуальной работы учащихся на ка-чественно новом уровне.
Как известно, процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков всегда ин-дивидуален. По мнению проф. И.М.Чередова, в учебной деятельности чрезвычайно важно, насколько самостоятелен учащийся в усвое¬нии знаний, формировании умений и навы¬ков. Использование компьютера позволяет намного полнее учитывать в учебном процес¬се возможности каждого ученика, предлагая посильные темпы работы и обеспечивая не-обходимую коррекцию результатов.
3. Возможность моделирования объектов на основе динамики изображения и высокой степени наглядности.
Работая с компьютером, учащийся может увидеть, а затем и проанализировать те или иные процессы или явления, которые стали следствием принятых им решений. Например, первоначально неправильно выбранный мас¬штаб поделки, неудачное цветовое сочетание, неверная последовательность действий при выполнении практической работы, процесс ко-торой смоделирован, приведет лишь к тактич¬ной «подсказке» и возможности поработать с моделью еще раз, но уже с учетом допущенных ошибок. Используя моделирующие возможно¬сти информационных систем, школьники могут не только выбрать заинтересовавшую их само¬делку из большого числа представленных об¬разцов, но изготовить ее в желаемом масшта¬бе и оформить по своему усмотрению, проявив при этом творческие способности.
4. Автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени.
В деятельности современного человека существует немало трудоемких информаци¬онно-поисковых, вычислительных и других подобных операций, которые поможет выпол¬нить компьютер при наличии соответствую¬щего программного обеспечения и его уме¬лом использовании. Не освобождая учащихся от необходимости научиться пользоваться обычным справочным материалом, мы в то же время готовим их к будущей трудовой дея¬тельности в условиях современного автома¬тизированного производства. Опыт показы¬вает также, что использование на занятиях по технологии компьютера не уменьшает, а, на¬оборот позволяет увеличить опыт работы с конструкционным материалом, так как облегчает выполнение технических рисунков, рас¬четов, технологической документации.
5. Доступ к большому объему информа¬ции, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа.
Использование программных средств, та¬ких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ учащимся к большому объему новой информации, кото¬рая в традиционном виде (на бумажной осно¬ве) практически не реализуема. Они учатся осваивать ее с помощью компьютера: поиск, запуск программ, навигация по электронным справочникам, выделение требуемых сведе¬ний, их печатание.
6. Универсальность компьютерной техни¬ки как средства обучения с широкими демон¬страционными возможностями.
Используя компьютер и средства мультиме¬диа, можно многократно демонстрировать при¬емы выполнения технологических операций, их последовательность, проследить процесс из¬менения объекта, построить чертеж и т.д.
Возможность использования компьютера в процессе обучения зависит от наличия про-граммных средств учебного назначения. Они могут обеспечивать изучение определенных предметных областей (для краткости их назы¬вают ПС) или поддерживать различные виды учебной деятельности. Это так называемые пе¬дагогические программные средства (ППС).
Средства информацион¬ных технологий при соблюдении необходи¬мых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на ка¬чественно новый уровень. Использование информационно-коммуникационных технологий помогает сделать урок активным, а электронные издания по предмету становятся альтернативными источниками информации.


Метод проектов – это гибкая модель организации образовательного процесса, которая имеет ряд преимуществ. Проектная деятельность развивает мышление, учит анализировать ситуацию, побуждает проводить эксперименты и исследования. Обучение проектным методом способствует развитию социального аспекта личности учащихся. На уроках технологии это происходит через знакомство с разными видами деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, путём привития знаний, умений и навыков в сфере ведения хозяйства и экономики семьи.[2]
Этот метод в нашей школе успешно используется уже более семи лет. Планирование уроков технологии для девочек 5-8 классов составлено таким образом, что в течение учебного года все учащиеся выполняют индивидуальные творческие проекты. Темы проектов обговариваются в сентябре, согласуются с общеобразовательной программой по технологии. Чаще всего они формулируются как изготовление швейного изделия с вязанными или сшитыми аксессуарами. В ходе этапов проекта (подготовительного, технологического и аналитического) ставятся цель и задачи работы, выдвигаются требования дизайн-спецификации, выполняются эскизы идей, выбираются и исследуются материалы и способы обработки, проводится дизайн-анализ будущего проекта, рассчитывается его себестоимость и изготавливается изделие, имеющее практическую значимость для ребёнка.
Индивидуальные творческие проекты защищаются с использованием компьютерных презентаций в конце учебного года. А итоговые занятия по технологии перерастают в школьный праздник – фестиваль проектов.
Использование современной аппаратуры и компьютерных программ позволяет значительно расширить возможности проектной деятельности школьников. 
В нашем кабинете технологии собрана коллекция дисков компьютерных журналов моделей LEKO SISTEMS: № 25 «Весенняя капель», № 14 «Вечерние платья», № 31 «Вечерний коктейль», № 36 «Платья», № 21«Блузки» и другие. Применение этих дисков повышает мотивацию учениц, экономит время на уроках по теме: «Конструирование и моделирование». Компьютерные журналы моделей дают возможность распечатать не только выкройку по размеру, но и технологическую последовательность изготовления изделия. Поэтому учащиеся заинтересованы выучить швейную терминологию. Это ведёт к повышению качества предметных знаний (демонстрация приёмов работы с компьютерным журналом моделей «Выкройки. Женская одежда»).
В ходе работы над созданием проектных изделий на уроках демонстрируются учебные фильмы, мультфильмы и созданные учителем мультимедиа презентации. С учётом требований, созданные презентации состоят из 9-10 слайдов иллюстративного характера, не содержат резких отвлекающих внимание учащихся анимации, с минимальным количеством текста на слайдах.[ 1]
Компьютерные презентации скомпонованы по разделам программы: «Элементы материаловедения», «Элементы машиноведения», «Конструирование и моделирование швейных изделий», «Технология изготовления швейных изделий», «Рукоделие. Художественные ремёсла», «Кулинария», «Творческие, проектные работы». Каждый раздел включает несколько мультимедиа презентаций. Презентации используются в ходе уроков на этапах актуализации и получения эстетического вкуса учащихся. 
  В каждом кабинете нашей общеобразовательной средней школы есть возможность показать презентации, так что восторженный период, когда урок интересен только потому, что «смотрели презентацию», давно прошёл. Востребованы качественные мультимедиа разработки развивающего характера, в которых информация не просто выдаётся, а заставляет учащихся мыслить: анализировать, сравнивать. Иллюстративный материал для презентаций не только сканируется учителем из литературы, но задействуются фотоклипарты, со специальных компьютерных дисков, фотографии с сайтов сети Интернет. 
Их использование не только обогащает учебный процесс, но и повышает качество проектов, даёт возможность доступно продемонстрировать различные способы обработки изделий, результативно провести учебные исследования, организовать практическую работу учащихся.
При изучении раздела общеобразовательной программы по технологии - «Рукоделие» школьницы создают проектные изделия, используя программу для вышивки EmbroBox (демонстрация приёмов работы с программой). При изучении раздела программы «Гигиена девушки» можно использовать программу в сети Интернет «Mary Kay. Виртуальный макияж» (демонстрация приёмов работы с программой). Для изучения раздела «Гигиена жилища», «Ремонтно-строительные работы» можно рекомендовать программу-учебник Google SketchUp (демонстрация приёмов работы с программой).
На всех этапах выполнения ученических проектов необходимо повышать степень доверия родителей учителю, потому что ими предоставляются все исходные материалы для проектных изделий. Использую любую возможность показать результаты проектной деятельности детей: демонстрирую компьютерные презентации с фотографиями лучших проектов и фрагментов уроков, организую выставки работ на родительских собраниях, конференциях, приглашаю родителей на публичные защиты проектов на конкурсах. Ученики активно принимают участие в оформлении электронной версии индивидуального образовательного продукта – дизайн папки проектного задания, исследовательских работ, что позволяет им систематизировать и структурировать информацию, полученную из различных источников, включая работу в сети Интернет, оформить её с помощью программ Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Paint и продемонстрировать презентации средствами Power Point. Это обеспечивает интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, способствует формированию навыков творческого подхода к оформлению работ, с которыми принимают участие в конкурсах по технологии муниципального и всероссийского уровня, конкурсе «Адрес детства – Россия», где учащимися представлен видеоматериал своей работы.

  Особо следует отметить большие возможности использования ИКТ при подготовке одарённых детей к конкурсам и олимпиадам. Немаловажным дополнением защиты проекта является сопроводительная компьютерная презентация. В ней отражены основные этапы работы, а используемые анимации, фотографии, видеосюжеты, цветовое и звуковое сопровождение в совокупности помогают раскрыть характер и содержание проекта (демонстрация компьютерных презентаций к защите). Тематика творческих и исследовательских проектов моих воспитанников разнообразна, как разнообразны интересы одарённых подростков, многие работы имеют глубокие межпредметные связи технологии с психологией, экологией, химией, биологией, с русским языком. Одним из таких проектов является исследовательская работа: «Костюм – вещь и образ, в произведениях Н.В.Гоголя» результатом которой явилось создание электронного пособия. Данное пособие было представлено преподавателям русского языка и литературы, получило распространение и положительные отзывы среди учителей на региональном семинаре по проблеме «Формирование познавательного интереса учащихся посредствам нетрадиционных форм обучения русскому языку и литературе». Авторы проектов приобретают в деятельности бесценный проектный и исследовательский опыт, имеют возможность повысить свою самооценку участием в конкурсах, конференциях, фестивалях разных уровней. Участие в конкурсах, связанных с созданием мультимедийных проектов, является неотъемлемой частью нашей работы. (демонстрация электронного пособия и технологии его создания )/ Практический тренинг.
   
Подводя итог обобщению опыта работы по организации проектной деятельности школьников, необходимо отметить, что получение значимого результата в новых условиях повышения качества образования, ИКТ - важный, необходимый компонент образовательного процесса.


Литература

1. Аствацатуров Г. О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков – Волгоград: Учитель. 2009. – 133с.
2. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов- руководителей проектов учащихся основной школы/ Под ред. Д. ф.-м. н., проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература». «Издательский дом «Федоров», 2006. – 176с.



Категория: Мои статьи | Добавил: NikNik (28.04.2010) | Автор: Хамитулина Марина Александровна,
Просмотров: 4299 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Новые статьи
[03.10.2015][Семинары]
План проведения августовской конференции учителей технологии в 2015г. (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения августовской конференции ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения обучающего семинара для молодых учителей технологии, изобразительного искусства, музыки г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского обучающего семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения августовской секции ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[17.12.2013][Семинары]
«Организация образовательного процесса в школе в условиях реализации требований ФГОС». (0)
[29.10.2012][Ликбез]
Как установить FlashPlayer (0)
[16.05.2012][Ликбез]
Публикация презентации в сети Интернет. Преобразование презентаций во Flash. Обзор программ (0)
Кнопка сайта

Друзья сайта



Сайт



Metodichka.org



Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz