Пятница, 19.04.2024, 01:36
Приветствую Вас Гость | RSS

ИКТ на уроках технологии

ГМО
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 573
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Возможности использования компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся

  МОУ «СОШ № 2 г. Строитель,

учитель технологии Лычёва С.Г


Возможности использования компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся.

На современном этапе развития общество требует от школы внедрения в учебный процесс новых форм и технологий обучения, постоянного повышения квалификации преподавателей, использования на уроках интегрированных форм обучения и осуществления межпредметных связей.

Известно, что использование информационных технологий на уроках помогает активно внедрять методику интегрирования и осуществления межпредметных связей в процесс преподавания предмета, реализовывать личностно-ориентированный и индивидуальный подходы в обучении, использовать работу на компьютере как мотивационный компонент. Это предоставляет возможность каждому школьнику раскрыть себя в познании, в учебной деятельности с опорой на собственные склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.

В современной педагогике метод проектов используется в условиях преобладания в практике школы иллюстративно-объяснительного метода, называемого традиционным. Поиски новых форм и методов обучения для активизации мотивации в познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности в учебном процессе, которые недостаточны в традиционном обучении, приводят к пересмотру дидактических возможностей проектного метода, поиску форм его реализации, поиску методики использования учебных проектов в преподавании школьных предметов.

Можно сказать, что предмет «технология», находятся в выигрышной позиции при использовании проектного метода. У любого ребенка есть интересующий его предмет, тема, вопрос, на который он с большим желанием готов создавать проект. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Для оформления результатов или выступления ему потребуется компьютер с его возможностями, и тогда вместе с добыванием знаний по предмету, он будет получать знания и умения по информатике.

Работая над проектом, повышается мотивация обучения, у учащегося формируются творческие и исследовательские способности, способности к самообразованию, самовоспитанию. Проектная деятельность позволяет учитывать интересы и направленность учащихся при выборе содержательной области проектов, способствует раскрытию и реализации своей внутренней фантазии с помощью компьютерных технологий. При создании учебно-профессиональных проектов реализуется творческое сотрудничество учителя и ученика, интеллектуальное партнерство, активная деятельность со стороны обучаемого. Это сотрудничество имеет деловой, научный и личностный характер, а положительная эмоциональная окраска общения способствует созданию условий для успешности учебного процесса. Обучая других, обучаешься сам: понимая эту закономерность, ученик, изучив что-либо, стремится рассказать об этом другим, поэтому без этапа защиты проекта самостоятельное исследование школьников не может считаться завершенным. В ходе защиты школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить.

Завершающий момент работы над проектом - этап презентации, т.е. публичная защита проекта. На этом этапе производится защита творческой работы участниками проекта, готовятся рецензии и отзывы на представляемую работу и ее описание. Учащиеся используют возможности процессора презентаций Power Point, который превращает введенную текстовую и числовую информацию в профессионально выполненные слайды, наполненные диаграммами, таблицами, графическими иллюстрациями, звуковыми фрагментами. Для создания высокопрофессиональных видеоматериалов не обязательно быть художником. Поставляемые в комплекте с программой шаблоны дизайна обеспечивают высокое качество результата, а использование всех возможностей Power Point позволяет создавать эффектные проекты. Они содержат текстовую информацию, рисунки, но, по сравнению с учебником, более яркие, красочные, в них используются различные спецэффекты, что тоже очень нравится ребятам, способствуют развитию интереса к учебе. Использовать презентации можно и при изучении различных разделов программного материала.

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде: деловой игры, демонстрации видеофильма, диалога исторических или литературных персонажей, защиты на Ученом Совете, игры с залом, иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций, инсценировки реального или вымышленного исторического события, научной конференции, научного доклада, отчета исследовательской экспедиции, пресс-конференции, путешествия, рекламы, ролевой игры, соревнования, спектакля, спортивной игры, театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа), телепередачи, экскурсии. Каждая презентация – это маленький спектакль, в котором выступающему отводится главная роль, но о выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Эта защита, проводимая в школе, в классе, на уроках, проводится в соответствии с определенной процедурой по основным правилам:

1. Время выступления - презентации проекта: каждой группе на выступление отводится не более 10 минут. Если проект представляется индивидуально, то не более 5 минут.

2.Время на обсуждение: после презентации дается время на обсуждение ("черно-белое" оппонирование), в котором принимают участие все остальные слушатели. На обсуждение отводится 7-10 минут.

3.Форма презентации: один слушатель или участники группы, работавший(-ие) над проектом, представляет (-ют) итоговую презентацию, используя следующие элементы:

· презентацию проекта;

· примеры работы учащихся (презентация, публикация);

· примеры дидактических и методических материалов;

· другие материалы.

4.Ведущий презентации: вести презентацию может один участник (если он выполнял проект самостоятельно) или несколько (если они работали над проектом в группе).

5.Форма обсуждения: после завершения презентации, представленной каждой отдельной группой, начинается обсуждение, которое проводится по принципу "черно-белого" оппонирования. Под "черно-белым" оппонированием здесь подразумевается выступление, в котором выполняется несколько условий:

· перечислить три наиболее сильные стороны представленной презентации;

перечислить два момента, требующих доработки;

· внести свои предложения по усовершенствованию проекта (если такие есть);

· сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление

Участие всех слушателей в обсуждении обязательно. Тактика "черно-белого" оппонирования поможет Вам, с одной стороны, научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны в любом выступлении, поддерживая своих коллег, а с другой - научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления проекта. Вы также сможете принять участие в защите своего проекта и тем самым получить опыт участия в обсуждении итоговых презентаций. После просмотра всех презентаций и обсуждения каждой из них проводится рейтинговое сравнение презентаций и выбирается тройка лидеров, набравших самое большое количество баллов.

Каждый ученик движется по собственной «образовательной траектории», но у всех она мотивированна, осознанна и успешно пройдена. В результате за прошедшие годы было создано немало презентаций, имеющих учебное значение и практическое применение на уроках по соответствующим темам, а многие проекты учащихся являются призерами районных, областных и всероссийских конкурсов творческих проектов.

На уроках технологии регулярно используем технологические и инструкционные карты по изготовлению того или иного изделия. Здесь также можно использовать информационные технологии, таким образом, чтобы девочки не только работали по таким картам, но и сами могли их составлять, т.к. при этом развивается мышление. Таблицы ученицы учатся строить и заполнять на компьютере в программе Word. При изучении модулей «Гигиена девушки. Косметика», «Конструирование и моделирование изделий» можно использовать на уроках CD-диски, которые даже позволяют по заданным размерам распечатать с них выкройки изделий. Большие возможности дает нам работа в Интернете. Мы можем узнать с его помощью новости в мире моды, сделать распечатку сценария праздника, скачать понравившийся рисунок. Также ученицы в урочное и внеурочное время оформляют с помощью компьютера пояснительные записки к творческому проекту. В 5 классе ограничиваемся титульным листом, а в 9 классе пояснительную записку и презентацию выполняем в компьютерном варианте.

Опыт работы убедил в неограниченных возможностях использования компьютерных технологий. В школе создана медиабиблиотека «Технология. Творческие проекты», в которой имеется определенная структура проектов по различной тематике и их презентаций, наборы контрольных и тестовых заданий. Данный материал поможет учителю в изложении учебного материала урока, упростит процесс подготовки к нему, даст практический материал изготовления конкретных изделий, сделает понятным и интересным изучаемый материал, кроме того, он очень востребован и учащимися.

Литература

1. Атанов Г.А., Пустынникова И.Н. Обучение и искусственный интеллект. — Донецк, изд. ДОУ, 2002.

2. Методические рекомендации для учителя. — СПб, ЦДУ Фобус, 2003

3. Материалы всемирной сети Интернет.

4. Учебник технологии, 8 класс, под редактором В.Д.Симоненко. Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 2003год.


Источник: http://met-obiedinenie.my1.ru/publ/vozmozhnosti_ispolzovanija_kompjuternykh_tekhnologij_kak_sredstvo_formirovanija_kreat
Категория: Мои статьи | Добавил: NikNik (16.05.2011) | Автор: Лычева С.Г.
Просмотров: 3567 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Новые статьи
[03.10.2015][Семинары]
План проведения августовской конференции учителей технологии в 2015г. (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения августовской конференции ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения обучающего семинара для молодых учителей технологии, изобразительного искусства, музыки г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского обучающего семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения августовской секции ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[17.12.2013][Семинары]
«Организация образовательного процесса в школе в условиях реализации требований ФГОС». (0)
[29.10.2012][Ликбез]
Как установить FlashPlayer (0)
[16.05.2012][Ликбез]
Публикация презентации в сети Интернет. Преобразование презентаций во Flash. Обзор программ (0)
Кнопка сайта

Друзья сайта



Сайт



Metodichka.org



Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz