Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение» 1-4, 5-11 классы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 6-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2007 г.; Технология: программы начального и основного общего образования /М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко – М. «Вентана-Граф», 2010. Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей: • освоение технологических знаний, технологической культуры на ос-нове включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания проектов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда; • развитие познавательных интересов, технического мышления, про-странственного воображения, интеллектуальных, творческих, комму-никативных и организаторских способностей; • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. В процессе преподавания предмета «Технология» решаются сле-дующие задачи: • формирование общей культуры личности: навыки общения, правила этикета, приема пищи, сервировки стола и т.д. • подготовка к семейной жизни, к выполнению необходимых и доступ-ных видов труда; • раскрытие творческих способностей, усиление эстетической направ-ленности уроков технологии; • воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважение к людям труда, бережного отношения к природе; • ознакомление с общими научными основами и организационно-экономическими принципами современного производства; • формирование специальных умений, технологических и элементарных экономических знаний по технологии и изготовлению одежды, ручной вышивке. Решение задач творческого развития личности учащихся обеспе-чивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллек¬тивно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания уча-щихся, раскрытие их творческих способностей. Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уров¬ня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требова¬ниями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим и эко¬логическим. В программу включен новый раздел: «Строительные ремонтно-отделочные работы» на основании постановления правительства области от 27 мая 2005 года №119-пп «Об организации обучения строительным профессиям в общеобразовательных учреждениях области» и приказа управления образования и науки области от 24 июня 2005 года №1183 «Об организации обучения школьников общеобразовательных учреждений строительным профессиям». Управлением образования и науки области рекомендовано в ходе реализации программы «Технология» осуществлять ознакомление обучающихся со строительным делом, обучать их работе с различными видами отделки, технологии оклейки стен и потолков обоями, малярным, штукатурным, плиточным и ремонтным работам. Для этих целей в учебный план по технологии введён раздел « Строительные ремонтно-отделочные работы» в каждом классе (5-8) за счёт сокращения часов по тем разделам, которые сопряжены с трудностями их выполнения. Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения. Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности. Учитывая тот факт, что количество сильных и слабых учащихся в па-раллельных классах примерно одинаково, программа предназначена для работы во всех классных параллелях В соответствии с ОБУП на изучение курса «Технология» в 5-9 классах выделяется 70 часов ежегодно по 2 часа в неделю. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. Особенность программы в том, что она предлагает углубленно изучать основы традиционной русской культуры. В задачи трудового обучения и воспитания входит приобщение детей к истокам русской культуры, к русским национальным традициям, где предстоит раскрыть перед школьниками гармоническое взаимодействие всех поколений в семье и обществе (дети, родители, бабушки, прабабушки) и ознакомить с художественными промыслами России и Белгородской области. Изучение раздела программы «Конструирование одежды» даст общее представление о русском народном костюме (рубаха, сарафан, понева, головной убор, пояс, обувь). При изучении раздела «Вышивка» школьницы наряду с практическими умениями приобретают знания о традиционных видах вышивки, изучая сюжеты и мотивы русской вышивки, знакомятся с символикой традиционного русского узора, костюма. Раздел «Лоскутное шитье» наряду с практическими умениями приобретают знания об образе жизни наших предков, чем они занимались в свободное от работы время. Все это связывает художественное прошлое наших предков с настоящим и будущим русского народа. Раздел «Кулинария» знакомит с историей русской кухни. Основной формой обучения является личностно-ориентированный метод обучения. Знания и умения, полученные на уроках технологии, играют важнейшую роль на протяжении всей жизни человека, что находит свое отражение в учебном плане. Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 5класса Учащиеся должны знать: • негативные последствия общественного производства на окружаю-щую среду и здоровье человека; • способы получения, хранения, поиска информации; источники и но-сители информации; • общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ; • виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества ово-щей, понятие об экологической чистоте воды и про¬дуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инст¬рументы и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей; • правила санитарии и гигиены при санитарной обработке про¬дуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями; • способы варки продуктов, их преимущества и недостатки, оборудование, посуда и инвентарь для варки; технологию приго-товления блюд из сырых и вареных овощей, изменение содержа¬ния минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способа кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей; способы определения свежести яиц, использование яиц в ку-линарии, способы крашения яиц; • виды бутербродов и горячих напитков, технологию их приго-товления, правила сервировки стола к завтраку; • роль запасов в экономном ведении хозяйства, способы заго¬товки продуктов, условия и сроки хранения свежих овощей и фруктов, сохранение овощей и фруктов методом сушки и бы¬строго замораживания, технологию получения крахмала; • общие сведения из истории интерьера, требования, предъяв¬ляемые к интерьеру кухни, столовой, способы отделки интерьера, меры по борьбе с насекомыми и грызунами; • культуру поведения в семье; основы семейного уюта; выраже¬ние ува-жения и заботы о членах семьи; распределение обязанно¬стей в се-мье; • правила безопасной работы с ручными инструментами и на универ-сальной швейной машине; принцип изготовления пряжи, нитей и тка-ней, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного переплетения, свойства нитей основы и утка, свой¬ства тканей из натуральных растительных волокон; • условные обозначения отдельных деталей на кинематических схемах; виды передач вращательного движения и их кинематиче¬ские схемы; • технические характеристики, назначение основных узлов уни-версальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе; • виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, творчество народных умельцев своего края, области, се¬ла, различные материалы, инструменты и приспособления, при-меняемые в традиционных художественных ремеслах; • возможности лоскутной пластики, основные приемы и мате¬риалы, применяемые в лоскутной пластике; • правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших руч¬ных швов, правила посадки и постановки рук во время работы; эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения черте¬жа фартука, их условные обозначения; • понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изде¬лий, способы моделирования фартука, правила подготовки вы¬кройки к раскрою; • назначение, конструкцию, условные графические обозначения и тех-нологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, рас-строчного, накладного с закрытым срезом, накладного с откры¬тым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом; способы раскладки выкройки на ткани, правила обработки накладных карманов и бретелей, оборудование рабочего места и приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового из-делия; • способы ремонта одежды заплатами, правила ухода за одеж¬дой из хлопчатобумажных и льняных тканей, способы удаления пятен с одежды, правила хранения шерстяных и меховых изде¬лий, средства защиты их от моли; • гигиенические требования, правила и средства ухода за кожей.
Учащиеся должны уметь: • осуществлять поиск необходимой информации в области ку¬линарии и обработки ткани; • работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячи¬ми жидкостями; определять качество овощей, проводить первич¬ную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку овощей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутерброды раз¬личных видов и горячие напитки, сервировать стол к завтраку; закладывать на хранение свежие ягоды, фрукты, овощи, определять съедобные и несъедобные грибы, сушить ягоды, фрукты, овощи, использовать домашний холодильник для быст¬рого замораживания и длительного хранения овощей и фруктов, получать крахмал из картофеля; • разрабатывать интерьер кухни и столовой, оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовле¬ния, чистить посуду из металла, стекла, керамики, древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой; • определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаноч¬ную сто-роны ткани; • рассчитывать передаточное число передач вращательного дви-жения; • включать и отключать маховое колесо от механизма машины, нама-тывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, за-пускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворо¬том на определенный угол с подъемом прижимной лапки), регу¬лировать длину стежка; • переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделия в пяльцы, закреплять рабочую нит¬ку на ткани без узла, подготавливать пасму мулине к работе, выполнять простейшие ручные швы; • подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре, пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами, соединять дета¬ли лоскутной пластики между собой и с подкладкой, использо¬вать прокладочные материалы; читать и строить чертеж фартука, снимать мерки и записы¬вать результаты измерений, выполнять моделирование фарту¬ка, подготавливать выкройку к раскрою; • выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, на¬кладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы, обраба¬тывать накладные карманы и бретели, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабаты¬вать детали кроя, накалывать, наметывать и настрачивать кар¬маны, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой, выполнять влажно-тепловую обработку и опреде¬лять качество готового изделия; • ремонтировать одежду заплатами, удалять пятна с одежды, хранить шерстяные и меховые изделия, изготавливать чехлы для хранения одежды.
|