Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужила Программа общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение» 1-4, 5-11 классы, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, 7-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2008 г. Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко.
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельно-сти по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектиро-вания и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, са-мостоятельного и осознанного определения своих жизненных и про-фессиональных планов, безопасными приемами труда; • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; • получение опыта применения политехнических и технологических зна-ний и умений в самостоятельной практической деятельности.
В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи: • формирование политехнических знаний и экологической культуры; • привитие элементарных знаний и умений по ведению до¬машнего хозяй-ства и расчету бюджета семьи; • ознакомление с основами современного производства и сферы услуг; • развитие самостоятельности и способности учащихся ре¬шать творческие и изобретательские задачи; • обеспечение учащимся возможности самопознания, изу¬чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения; • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти¬визма, человечно-сти и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове¬дения и бесконфликтного общения; • овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали¬зации собственной про-дукции и услуг; • использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко¬ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто¬способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспе-чивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллек¬тивно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания уча-щихся, раскрытие их творческих способностей. Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уров¬ня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требова¬ниями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим и эко¬логическим. В программу включен новый раздел: «Строительные ремонтно-отделочные работы» на основании постановления правительства области от 27 мая 2005 года №119-пп «Об организации обучения строительным профессиям в общеобразовательных учреждениях области» и приказа управления образования и науки области от 24 июня 2005 года №1183 «Об организации обучения школьников общеобразовательных учреждений строительным профессиям». Управлением образования и науки области рекомендовано в ходе реализации программы «Технология» осуществлять ознакомление обучающихся со строительным делом, обучать их работе с различными видами отделки, технологии оклейки стен и потолков обоями, малярным, штукатурным, плиточным и ремонтным работам. Для этих целей в учебный план по технологии введён раздел « Строительные ремонтно-отделочные работы» в каждом классе (5-8) за счёт сокращения часов по разделам. Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения. Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности. Учитывая тот факт, что количество сильных и слабых учащихся в па-раллельных классах примерно одинаково, программа предназначена для работы во всех классных параллелях В соответствии с ОБУП на изучение курса «Технология» в 5-9 классах выделяется 70 часов ежегодно (по 2 часа в неделю.). Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.