ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа для 6 класса составлена в соответствии со следующими
нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
·
федеральный
компонент Государственного образовательного стандарта общего образования,
утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
·
приказ
Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
·
примерные
программы основного общего и среднего (полного) общего образования по
технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ
от 07.06.2005 г. №03– 1263).
·
приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»;
·
письмо управления образования и науки Белгородской области от
31.01.2006г. №04-187, содержащее рекомендации по изучению строительных
ремонтно-отделочных работ в программе «Технология» в 5-9 классах и
календарно-тематическое планирование по технологии раздела «Строительные
ремонтно-отделочные работы», в рамках реализации постановления правительства
Белгородской области от 27 мая 2005 года №199-пп «Об организации обучения
строительным профессиям в общеобразовательных учреждениях области
Изучение
технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
- освоение технологических знаний,
технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды
технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых
продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными
умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и
создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и
осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными
приемами труда;
- развитие
познавательных интересов, технического мышления, пространственного
воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских
способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости,
аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за
результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных
профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения
политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной
практической деятельности.
В процессе преподавания
предмета «Технология» решаются следующие
задачи:
а) формирование
политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и
умений по ведению домашнего
хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление
с основами современного производства и сферы
услуг;
г) развитие
самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания,
изучения мира профессий, выполнения
профессиональных проб с целью
профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности,
честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение
основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование
в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения
конкурентоспособности при
реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
и)ознакомление
обучающихся со строительным делом, обучение их работе с различными видами
отделки, технологии оклейки стен и потолков обоями, малярным, штукатурным,
плиточным и ремонтным работам.
Решение задач
творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу
творческих заданий, которые выполняются методом проектов как
индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий
направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их
творческих способностей.
Программа дает возможность
осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения
технико-технологического уровня. При изготовлении
изделий, наряду с технологическими требованиями,
уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.
Основной формой
организации учебного процесса является сдвоенный
урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут
выполняться учащимися как в специально
выделенное в программе время, так и интегрироваться
с другими разделами программы.
В
соответствии с ОБУП на изучение курса «Технология» в 5классе выделяется 70 часов ежегодно (по 2 часа в
неделю.).
Базовыми для
рабочей программы для 5 класса являются разделы «Кулинария», «Создание изделий
из текстильных и поделочных материалов», «Строительные ремонтно – отделочные
работы», «Выполнение проекта».
Каждый
раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические
работы и рекомендуемые объекты труда.
Основной
формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические,
учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий
по технологии является комбинированный урок.
В программе
предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При
организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно
акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое
они выдвигают в качестве творческой идеи Достижение этих целей и решение задач
предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его
дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами
обучения.
Метод
проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической
деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге;
интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при
этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.
Федеральный базисный учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного
общего образования 245 часов для обязательного изучения каждого направления
образовательной области «Технология». В том числе: в VΙ классе - 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
В рамках учебного предмета «Технология» в
6 классе часть учебного времени используется для изучения учащимися
строительных ремонтно-отделочных работ (рекомендации управления образования и
науки Белгородской области от 31.01.2006г. № 04-187 «Календарно-тематическое
планирование по технологии раздела «Строительные ремонтно-отделочные работы»).
В связи с этим изменена последовательность изучения разделов программы и сокращены следующие разделы: кулинария,
технология ведения дома, проектные
работы.
Тема «Декоративно-прикладное
творчество» сокращена на 2 часа. Тема
«Технология швейных работ» сокращена на 2 часа, тема «Элементы машиноведения»
сокращена на 2 часа, а тема «Элементы материаловедения» увеличена на 2 часа с
целью более полного изучения данной темы.
Учебный
творческий проект будет частично выполняться в рамках раздела
«Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», в результате чего
изучение раздела «Проектирование и
изготовление изделий» сокращено на 8
часов.
|