Из истории возникновения и распространения техники «батик». Самые древние способы украшения тканей – крашение и «набойка» - известны у многих народностей мира. Наивысшего расцвета искусств декорирования ткани достигло на Востоке: в Индии, Индонезии, Китае и Японии. Существует несколько версий происхождения термина «батик». В дословном переводе с яванского «батик» - это рисование горячим воском. Есть мнение, что название батик произошло от слова «нтик», означающего «создавать из пятнышек». Для рисования воском использовались, как правило, хлопковые ткани. Именно на Яве искусство батика достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Рисунки были разнообразны: геометрические, растительный орнамент, мифологические сюжеты. Индонезийский классический батик очень сдержан по цвету, сама техника ограничивала его палитру, цвет перекрывался при окраске не более десяти раз. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска – индиго. Рецепты изготовления синей краски, как и сами рисунки, были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Пусть процесс подготовки ткани для батика очень долог и труден – вымачивание, отбеливание, кипячение. Но сам процесс, разрисовки батика, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском – крашение – сушка, повторяющихся для каждого цвета, - отличался еще большей сложностью и длительностью. Требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика – одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами. В начале 17века в Индонезию вслед за португальцами попадают голландцы. Именно они открыли батик для Европы. Настенные панно индонезийцев поразительно напоминают фрески в храмах и деревянные иконы славянских народов своим силуэтно-плоскостным изображением фигур, а фактура трещинок «кракле» только подчеркивала это сходство. Знакомство с батиком сыграло немалую роль в развитии текстильного производства в Европе. Европейцы, будучи менее терпеливыми людьми, впоследствии модернизировали батик, создали электрические батик-штифты - приборы, позволяющие поддерживать воск в расплавленном состоянии. С развитием химической промышленности настоящий батик с его сложной технологией постепенно отходит на задний план. Однако на рубеже 19-20 веков всеобщий интерес к росписи по ткани получил новое развитие. Благодаря всемирным выставкам европейцы открывают для себя японское искусство. Французские импрессионисты черпают в нем новые, необычные идеи. Очень популярными становятся этнические мотивы, чувствуется влияние яванского, японского, полинезийского искусства. Батиком называют разнообразные виды и способы росписи ткани. Просто все эти способы основаны на перекрытии резервирующим составом тех участков, которые не должны менять свой цвет. Сама техника батика очень древняя, и принципы, лежащие в ее основе, не меняются веками. Но появляются новые материалы, инструменты, красители, меняются вкусы и потребности людей. Приемы росписи упрощаются, и если раньше технологии батика передавались из поколения в поколение, то сейчас им моет заниматься любой желающий. При оформлении изделий в технике холодного батика применяется резервирующий состав, в основе которого имеется резиновый клей. Резервирующий состав наносится на ткань при помощи стеклянной трубочки замкнутым контуром по шаблону, снятому с ранее подготовленного на бумаге рисунка. Художественная выразительность в холодном батике достигается за счет цветовых растяжек внутри каждой отдельной замкнутой плоскости, а также при помощи графических элементов, наносимых резервирующим составом. Значительно обогатить рисунок может применение разноцветного контура, а также различные другие дополнительные украшения.
Обоснование возникшей проблемы. Все мы в детстве были «великими художниками» и с гордостью дарили свои картины родным и близким, украшали ими свой дом. Каждому человеку, наверное, хочется окунуться в эту творческую атмосферу, почувствовать себя художником, выплеснуть свои мысли и чувства. Я решила попробовать создать свой собственный стиль, сделать свое жилище не типовым и стандартным, а уникальным и неповторимым, чтобы в доме царил уют и красота, чтобы все элементы интерьера были связаны по смыслу, по цвету и назначению. Предметы, кроме утилитарного назначения, должны нести эстетическую нагрузку, отражать внутренний мир и индивидуальность каждого дома. Конечно же, в наше время на прилавках магазинов представлен очень разнообразный ассортимент, можно выбрать ткани всех цветов и оттенков, самых разнообразных фактур. Но лучше всего свою индивидуальность вы можете проявить, сделав что-то рукотворное. Художественные самобытные вещи притягивают взгляд, действуют гипнотически и в зависимости от содержания и назначения работы могут расслаблять и успокаивать, а могут заряжать бодростью и оптимизмом. Я считаю, что могу справиться с поставленной задачей, так как имею навыки работы с художественной обработкой ткани. Поэтому я остановила свой выбор на изготовлении данной картины.
|