I. Мы работаем в лицее №38 г. Белгорода. Нам хотелось бы поделиться небольшим опытом работы, связанным с преподаванием строительных работ. Наш лицей тесно сотрудничает с заводом ЖБК-1, поэтому уделяется большое внимание строительным профессиям не только на уроках технологии, но и во внеурочной работе на уровне лицея. В прошлом году учащиеся 8-го класса изучали строительные профессии на базе завода ЖБК. В лицее оформлена рекреация, где на стендах показаны этапы строительства дома от фундамента до крыши, выполнены макеты домов из бумаги и картона, оформлена выставка рисунков учащихся «Дом моей мечты». Это помогает в проведении уроков, когда мы начинаем изучение раздела «Строительные работы». Так же в нашем лицее создан архитектурный класс, поддерживающий непосредственную связь с технологическим университетом. В лицее прошла конференция «Мы строим будущее», по профессиональному самоопределению учащихся. На этой конференции мы уделили особое внимание строительным профессиям. Учащиеся подготовили доклады, выступали представители разных профессий со стороны родителей, учителя, психолог. Мы подготовили информацию об учебных заведениях в которых можно получить те или иные профессии. II. Уроки технологии (из опыта работы). Конечно, как и все новое, уроки по изучению строительных работ вызывают определенные трудности. В основном учащиеся мечтают стать экономистами, юристами, менеджерами, а не малярами и штукатурами. Чтобы заинтересовать учащихся, мы говорим им о том, что у каждого из них будет свое жилье, которое нужно ремонтировать, украшать, а для этого необходимы определенные знания и умения. Теоретические сведения о строительных работах мы берем из разных источников, а также предоставляем возможность учащимся самим находить сведения о строительных профессиях, о тех или иных видах строительных работ. Для организации практической деятельности учащихся пришлось осваивать различные техники обработки материалов: лепка из пластичной массы, бумагопластика, мозаика из различных материалов. Мы сотрудничаем со специалистами педколледжа, у которых позаимствовали немного интересных идей. Например, в V классе при обработке бумаги и картона девочки изготавливают рамки для фотографий, различные картинки в технике бумагопластика. В VI классе учащиеся изучают виды обоев и клея. Мы предложили детям провести небольшую исследовательскую работу: посетить магазин «Обои» и изучить ассортимент клея обоев, их виды. Очень интересными оказались творческие работы учащихся «Мир наших окон», в которых особенно ярко проявилась и фантазия детей, и их художественные способности, и эстетический вкус в использовании различных материалов. В VIII классе на уроках технологии мы изучаем штукатурные работы и мозаику. Сложная, но интересная работа по изготовлению пластичной массы из бумаги и клея и покрытию этой массой различных поверхностей. Большое разнообразие работ возможно выполнить в технике мозаика. Мы используем косточки, семечки, крупу, макаронные изделия, бисер, кусочки бумаги, мелко нарезанные нитки, соломку, природный материал и т.д. Благодаря тому, что в лицее работает филиал художественной школы, многие учащиеся, имея художественный вкус, выполняют работы на высоком уровне. Эти работы выделяются на городских и школьных выставках декоративно-прикладного творчества. III. Своим опытом преподавания раздела «Строительные работы» мы поделились с учителями Белгородского района, для которых мы провели мастер-класс «Формирование навыков практической деятельности у учащихся при изучении строительных материалов в технике мозаика». Мы продолжаем сотрудничество с преподавателями художественной школы, пед.колледжа и считаем что уроки по изучению строительных материалов могут быть интересными и способствуют развитию творческих способностей и креативности мышления.
|