Муниципальное общеобразовательное учреждение – «Средняя общеобразовательная школа № 49 г. Белгорода с углубленным изучением отдельных предметов» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО Заместитель директор школы ____/Вереитинова Е.И./ директора школы по МОУ СОШ № 49 Протокол № ___ от УВР г.Белгорода «____»_____2010 г. МОУ СОШ № 49 _____/Ламанова И.Н./ г. Белгорода Приказ №_____от ____/Кравцова И.В./ «_____»_______2010 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии(технический труд) для 6 класса Автор - составитель программы учитель технологии 2 категории МОУ СОШ №49 Е. П. Чудных 2010 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Технология. Технический труд» составлена для учащихся 6 классов на основе следующих документов: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, авторская программа «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, М.: Просвещение, 2008 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев. Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов (по 2 часа в неделю). Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии и авторской программой учебного курса. Программа составлена с учётом регионального компонента, где учитывается аспекты этнокультурного образования, которые нашли отражение в таких нормативно-правовых документах как: Концепция художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403 ) (приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики Г. Белгорода), методической темой школы «Формирование информационной компетентности школьников на основе организации проектной и исследовательской деятельности учащихся» Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся 6 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. Для реализации программы используется учебник «Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/(Ю.В. Крупская, О.А. Кожина, Н.В. Синица и др.); под ред. В.Д. Симоненко. – 3-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 208 с.: ил» Главная цель образовательной области «Технология» — под¬готовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Цели • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий; • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда; • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Задачи • Воспитывать трудолюбие, внимательность, самостоятельность, чувство ответственности; • Формировать эстетический вкус; • Прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности; • Совершенствовать формы профориентации учащихся; • Развивать логическое мышление и творческие способности; • Научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, полученные на уроках. В примерную программу внесены следующие изменения: С целью воспитания духовно-нравственной личности ребенка через обретение им духовного и практического опыта, основанного на обрядовых традициях Белгородского края, включены темы: « Ремесла Белгородской области». Региональный компонент содержания также реализуется за счет отдельного блока «Ремонтно строительные работы», который является неотъемлемой частью учебной программы. За счет сжатия раздела «Электротехнические работы» добавлены часы на раздел Творческие проекты. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Требования к уровню подготовки учащихся за курс технологии 6 класса Учащиеся должны знать: • виды продукции из древесины и способы ее обработки; • основные пороки древесины; • свойства черных и цветных металлов; • основы конструирования и моделирования изделий из древесины и металла; • способы художественной обработки изделий из древесины и металла; • способы крепления настенных предметов, установки петель, замков; • устройство водопроводного крана. Учащиеся должны уметь: • определять вид лесоматериалов (брус, брусок, доска и др.); • выполнять графические изображения изделий из древесины и металла; • наносить разметку на бруски под соединение; • измерять размеры деталей с помощью штангенциркуля; • составлять маршрутные и технологические карты изготовления несложных изделий из дерева и металла; • выполнять эскизы и технические рисунки изделий с художественной обработкой; • составлять план установки накладного и врезного замков. Содержание тем учебного курса. Технология обработки древесины. Элементы машиноведения (16 час) Правила техники безопасности. Вводное занятие. Древесина - природный конструкционный материал. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины. Пороки древесины. Производство и применение пиломатериалов. Чертежи детали и сборочных чертежей. Практическая работа. Графическое изображение изделий из древесины (картофелемялка). Основы конструирования и моделирования изделий из древесины. Практическая работа. Графическое изображение изделий из древесины (доска разделочная) Соединение брусков. Цилиндрические и конические детали из древесины. Машины, токарные станки. Технология точения древесины. Окрашивание изделий из древесины масляными красками. Технология обработки металлов. Элементы машиноведения. (16 часов) Свойства черных и цветных металлов. Сортовой прокат. Графическая работа. Чертежи деталей из сортового проката. Измерение размеров деталей (штангенциркуль). Практическая работа. Измерение размеров деталей. Изготовление изделий из металла. Изучение технологических карт по изготовлению нутромера, приспособление для изготовления заклепок. Практическая работа. Изготовление изделий (самолет, вертолет). Теория резки, рубки металла. Опиливание заготовок и отделка изделий из металла. Практическая работа. Закрепление пройденного материала. Зачет. Электротехнические работы( 4час) Электромонтажные работы. Устройства с электромагнитом. Творческие проекты. Региональный компонент (16 час) Техническая эстетика изделий. Элементы конструирования. Выбор и оформления творческого проекта. Изготовление изделий. Экономические расчеты. Зарплата на оплату. Защита проекта. Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование (4 час) Сборка моделей технологических машин из деталей конструктора по эскизам и чертежам. Ремонтно-строительные работы. Региональный компонент(14 час) Закрепление настенных предметов. Практическая работа. Изготовление рамочки для фото, рисунка. Установка форточных, оконных и дверных петель. Установка накладного и дверного замков. Простейший ремонт сантехнического оборудования. Основы технологии штукатурных работ. Основы плиточных работ. Календарно-тематическое планирование уроков по технологии в 6 классе № Наименование раздела и тем ЧАС ПЛАНОВЫЕ СРОКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРИМЕЧАНИЕ I четверть- 16 часов. I раздел. Технология обработки древесины. Элементы машиноведения. 1 Правила техники безопасности. Вводное занятие. 2 2 Пороки древесины. Производство и применение пиломатериалов. 2 3 Чертежи детали и сборочных чертежей. 2 4 Основы конструирования и моделирования изделий из древесины. 2 5 Соединение брусков. 2 6 Цилиндрические и конические детали из древесины. 2 7 Цилиндрические и конические детали из древесины. 2 8 Технология точения древесины. 2 II четверть-16 часов. 2 раздел. Технология обработки металлов. Элементы машиноведения. 1 Свойства черных и цветных металлов. 2 2 Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката. 2 3 Измерение размеров деталей (штангенциркуль).П.Р П.Б. 2 4 Резание металла слесарной ножовкой.Изготовление изделий из металла. П.Р П.Б. 2 5 Изготовление изделий из металла. П.Р П.Б 2 6 Рубка металла. П.Р П.Б. 2 7 Опиливание заготовок и отделка изделий из металла П.Р П.Б 2 8 Отделка изделий из металла. П.Р П.Б 2 III четверть- 20 часов. 3 раздел. Электротехнические работы ( 4час) 1 Электромонтажные работы П.Р П.Б 2 2 Устройства с электромагнитом 2 4 раздел. Творческие проекты(16час) 1 Основные требования к проектированию изделий. Элементы конструирования. 2 2 Разработка творческого проекта. 2 3-4 Выбор и оформление творческого проекта. 4 5-6 Изготовление изделия. ПТБ при выполнении работ 4 7 Экономические расчеты. Зарплата. 2 8 Защита проекта. 2 IV четверть- 18 часов. 5 раздел. Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование (4 час) 1 Механизмы технологических машин 2 2 Сборка моделей технологических машин из деталей конструктора по эскизам и чертежам П.Р П.Б. 2 6 раздел. Строительные ремонтно-отделочные работы(14 час) 1 Закрепление настенных предметов. П.Р П.Б. 2 2 Установка форточных, оконных и дверных петель. П.Р П.Б 2 3 Установка накладного и дверного замков. П.Р П.Б 2 4 Основы технологии плиточных работ. П.Р П.Б 2 5 Основы технологии оклейки стен обоями. 2 6 Простейший ремонт сантехнического оборудования. П.Р П.Б 2 7 Основы технологии штукатурных работ. П.Р П.Б 2 Список литературы 1. Программно-методические материалы: Технология.5-11 кл. / Сост. А. В. Марченко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с. 2. Симоненко В. Д. Технология: Учебн. для 6 кл. общеобразоват. учреждений: Вариант для мальчиков. – М.: «Вентана – Граф», 1997. – 168 с. 3. Крупская Ю.В., Симоненко В.Д. О программе по технологии для неделимых 5-7 классов. // Школа и производство, 2005. - № 3. – С. 6-17. 4. Пичугина Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании. // Школа и производство, 2006. - № 1. – С. 10-15. 5. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие / Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008. – 84с. 6. Стандарт основного общего образования по технологии. // Школа и производство, 2004. - № 4. – С. 10-15. 7. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2006. – 240с. 8. Хромов А.А., Хромов А.И. Методическая система обучения школьников проектной деятельности. // Школа и производство, 2008. - № 8. – С. 10-15.
|