Программа
дистанционного элективного курса
«Я выбираю профессию».
Пояснительная записка
Программа
«Я выбираю профессию» является является модифицированным вариантом программы
Г.А.Резапкиной «Психология и выбор профессии». Программа разработана с учетом целей и задач,
поставленных в Концепцию профильного обучения и в соответствии с обязательным
минимумом содержания основных образовательных программ. В ней
изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования
карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны
помочь школьникам в освоении профессии.
Программа рассчитана
на учащихся 9 классов при проведении 1 урока в неделю (34
часа).Программа основана на традиционной классно-урочной системе, с
использованием различных типов уроков. В них входит профессиональная
диагностика с использованием апробированных методик, деловых и ролевых игр,
проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской деятельности.
Уроки сгруппированы по блокам. Результаты диагностики могут
учитываться при формировании профильных классов.
Цель
программы: формирование психологической готовности
подростка к профессиональной карьере,
осознанному выбору профессии.
Задачи
программы: формирование адекватного представления учащихся и
своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со
спецификой современного рынка труда, правилами и способами получения профессии.
Прогнозируемые результаты и критерии эффективности программы
v Сформированность у учащихся адекватной самооценки.
v Наличие навыка
самопознания.
v Наличие развитой
системы навыков высокоэффективного общения.
v Сформированность
навыков решения жизненных проблем, восприятия и оказания социальной поддержки в
сложных жизненных ситуациях.
v Усиление
личностных ресурсов, позволяющих позитивно воспринимать будущее.
v Сформированность
способности принимать ответственность за собственное поведение.
v Наличие
профессионального жизненного плана.
Для контроля эффективности программы используются
следующие методы психологической
диагностики:
Ø метод наблюдений;
Ø психологическая
беседа, интервью;
Ø проективные
сочинения;
Ø психологические
тесты.
Ø Тесты
самоконтроля
Тематическое
планирование
№ п/п
|
Тема занятий
|
Количество
часов
|
Что я знаю
о своих возможностях (8 ч)
|
1
|
Самооценка и уровень притязаний
|
1
|
2
|
Темперамент и профессия
|
1
|
3
|
Чувства и эмоции. Истоки негативных эмоций
|
1
|
4
|
Стресс и тревожность
|
1
|
5
|
Определение типа мышления
|
1
|
6
|
Внимание и память
|
1
|
7
|
Уровень внутренней свободы
|
1
|
8
|
Обобщающий
|
1
|
Что я знаю
о профессиях (8 ч)
|
9
|
Классификация профессий. Признаки профессии
|
1
|
10
|
Определение типа будущей профессии
|
1
|
11
|
Формула профессии
|
1
|
12
|
Интересы и склонности в выборе профессии
|
1
|
13
|
Определение профессионального типа личности
|
1
|
14
|
Профессионально важные качества
|
1
|
15
|
Профессия и здоровье
|
1
|
16
|
Обобщающий
|
1
|
Способности
и профессиональная пригодность (8 ч)
|
17
|
Способности к предпринимательским и практическим
видам деятельности
|
1
|
18
|
Способности к интеллектуальным видам деятельности
|
1
|
19
|
Способности к профессиям социального типа
|
1
|
20
|
Способности к эстетическим и офисным видам
деятельности
|
1
|
21
|
Уровни профессиональной пригодности
|
1
|
22
|
Мотивы и потребности
|
1
|
23
|
Ошибки в выборе профессии
|
1
|
24
|
Обобщающий
|
1
|
Планирование
профессиональной карьеры (8ч)
|
25
|
Современный рынок труда
|
1
|
26
|
Пути получения профессии
|
1
|
27
|
Стратегия выбора профессии
|
1
|
28
|
Учебные заведения Белгородской области. Начальное
образование
|
1
|
29
|
Учебные заведения Белгородской области. Среднее
образование
|
1
|
30
|
Учебные заведения Белгородской области. Высшее
образование
|
1
|
31
|
Навыки самопрезентации
|
1
|
32
|
Технология поиска работы
|
1
|
33
|
Планирование профессиональной карьеры
|
1
|
34
|
Защита проекта «Моя будущая профессия»
|
1
|
|