К концу XX века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди – высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Главным ускорителем развития общества становится информатизация. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования.
На уроках технологии при обучении учащихся проектной деятельности используются информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). Проектирование – процесс интересный и увлекательный для школьников. Учащиеся испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от осознания того, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости. Поэтому очень важно обучать школьников умениям и навыкам самостоятельного учебного труда и, прежде всего, умение работать с компьютером.
Благодаря методу проектов появилась возможность вовлечь учащихся в активную деятельность по разработке и созданию своего изделия, а также применять различные функции программы, например, последовательный показ ряда слайдов, различающихся изображенными на них фазами движения, при построении чертежей и моделировании изделий, составление кроссвордов и т.п.
Умение работать с компьютером пробуждает у детей любознательность, стремление к расширению своего кругозора путем самообразования, это помогает при работе с проектом. Учебный проект дает возможность собрать, проанализировать информацию, связанную с изготовлением изделий, разработать изделие по собственному замыслу.
На каждом этапе творческого проекта можно использовать различные компьютерные технологии (таблица).
Таблица
Этапы выполнения творческого проекта
Стадии выполнения проектов | Содержание работы | Используемые компьютерные технологии | | Организационно - подготовительный этап | | Поиск проблемы | Учитель ставит перед учащимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и критерии оцениванияИнтернет. | Компьютерная презентация, созданная в программе Power Point (банк проектов) | Выбор и обоснование темы проекта | Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, теле- видео- радио информацию, рекламные буклеты, справочники и др.) учащиеся исследуют потребность в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т.д.; проводят мини - маркетинговые исследования | Интернет | Формулировка идеи проекта | Определение темы проекта. Анализ предстоящей деятельности – составление «звездочки обдумывания» (схематичное изображение составляющих творческого проекта) | Компьютерные программы Paint, Power Point
| Исследование объекта проектирования | Исследование истории проекта, конспектирование. Художественное моделирование: выполнение набросок, Проектирование (эскизы альтернативных моделей изделий), изготовление наглядных рисунков, чертежей. Дизайн-анализ, определение достоинств и недостатков альтернативных моделей и вариантов
| Интернет. Компьютерные программы Paint, Power Point
| Развитие идей | Анализ и синтез лучших идей. Выбор и развитие из многих вариантов наиболее подходящего решения (модели). Разработка рабочего эскиза модели с описанием. Детальное исследование и оценка возможностей (интеллектуальных, материальных, финансовых): выбор материалов, инструментов, оборудования; предварительные экономические расчеты себестоимости; мини - маркетинговые исследования (если изделие производится с целью реализации); экологические ограничения и достоинства проекта, безопасность труда и т.п. конструирование, техническое моделирование, изготовление выкроек | Компьютерные программы Paint, AutoCAD, КОМПАС 3D, ColerDRAW, Adobe illustrator и др.
| | Технологический этап | | Планирование | Разработка рациональной технологии изготовления с учетом требований дизайна. Уточнение и построение четких планов. Определение критериев контроля. Разработка технологических карт | Компьютерная программа Microsoft Word
| Организация и технология изготовления изделия | Организация рабочего места. Раскладка, раскрой, технологическая обработка изделия. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности. Рассмотрение дизайна в качестве улучшения проекта в процессе обработки, примерок | Компьютерная программа 3D Studio Max | | Заключительный этап | | Эколого – экономическое обоснование | Проведение экологической экспертизы изделия. Подсчет себестоимости изготовленного изделия, предполагаемых прибыли и сроков окупаемости. Разработка (при необходимости) бизнес-плана, рекламы, товарного знака изделия (услуги). Выбор рынка для реализации проекта. Возможные идеи дальнейшего совершенствования | Компьютерные программы Microsoft Excel, Power Point
| Подведение итогов | Подготовка документации к защите. Самооценка проекта (достоинства и недостатки, самооценка результатов). Перспективы производства | Компьютерная программа Microsoft Word | Защита проекта | Доклад и демонстрация; ответы на вопросы | Компьютерные программы Power Point |
Проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении путем постановки сложной исследовательской задачи, которая решается в сотрудничестве учащихся и учителей, а также формировать устойчивый интерес к обучению ввиду значимости результатов исследования. Проектная деятельность может быть самой разнообразной, главное, чтобы у каждого ученика была возможность самореализации. Также она основывается на самостоятельном мотивированном выборе проблемной ситуации, на творческой мыслительной и практической деятельности по разработке учебного проекта, состоящего из этапов: проектирование (постановка цели, анализ, синтез, оценка), его выполнение, обобщение, защита проекта, представление результатов, и направлена на развитие и творческую самореализацию личности учащегося.
Таким образом, компьютер представляет новые возможности для творческого развития детей, а особенно в проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет учитывать интересы и направленность учащихся при выборе содержательной области проектов, способствует развитию креативности, возможности раскрытия и реализации своей фантазии с помощью компьютерных технологий.
Источник: http://tp-ulgpu.ucoz.ru/publ/realizacija_kompjuternykh_tekhnologij_v_proektnoj_dejatelnosti_shkolnikov/1-1-0-25 |