Среда, 24.04.2024, 11:32
Приветствую Вас Гость | RSS

ИКТ на уроках технологии

ГМО
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 573
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Фигаро тут, Фигаро там: учитель-трудовик
Есть еще такой предмет в наших школах! Называется он «Технологическое воспитание». Какие только метаморфозы с ним не происходили! В начале 90-х его изучали во всех классах, по два, а в некоторых классах и по три часа в неделю. Потом – только в классах с 1-го по 9-й, сперва два часа, затем час, потом снова по два часа, а с 2006-2007-го учебного года – один час. Упразднен сопутствующий и очень важный предмет «Черчение», который могли преподавать учителя-трудовики. В итоге учебная нагрузка у них значительно снизилась. Прежде всего эти скачки отразились на детях. Они всё больше отдаляются от производительной сферы (может, это одна из причин того, почему у нас предприятия не работают?). А с другой стороны, невыносимо тяжело выживать учителям труда: в некоторых школах их учебная нагрузка не превышает и 5 часов в неделю. Естественно, они ищут дополнительный заработок: читают 2-3 предмета, работают по совместительству в других школах или на предприятиях, делают поделки, окна, двери, выращивают на продажу рассаду и овощи, подрабатывают таксистами, матросами, временно выезжают в другие страны. О каком же качестве обучения может идти речь, если «Фигаро – тут, Фигаро - там»?!

Ситуация усугубляется еще и тем, что в некоторых школах мастерские непонятным образом исчезли. Представьте себе урок трудового обучения в обычной комнате, без верстаков, тисков, станков и инструментов! Иногда в таких импровизированных «кабинетах» трудового обучения еще и другие предметы изучают. Ну не издевательский ли это эксперимент?

И вот что я узнал: в школах Российской Федерации на этот предмет в 5-8 классах отводится большей частью по 2 часа в неделю, примерно такая же картина в школах Украины, Беларуси, Эстонии. И только в нашей стране – по одному часу в неделю в каждом классе.

Знания и умения современного школьника существенно отличаются от тех, которые получали его предшественники. Например, в 1990 году девятиклассник знал основы столярного, слесарного, токарного мастерства, а сейчас даже швабру не каждый сделает, зато какие красивые термины: «креативность», «компетенции», «куррикулум», «модернизация», «оптимизация»… Когда ко мне на урок приходит новый ученик из другой школы или страны, я задаю ему вопрос: «Что вы делали на уроках трудового обучения?». И, как правило, слышу: «Ничего», «Не помню», «А у нас учителя не было». Не встречал я еще ученика, прибывшего с Запада, который мог бы что-то продемонстрировать из знаний и умений по трудовому обучению. Напомню, что у нас в Молдове нагрузка по предмету - 45 минут в неделю во всех гимназических классах при игнорировании предмета «Черчение». В то же время под разными предлогами в школы уже внедрили или пытаются внедрить другие предметы, необходимость которых весьма сомнительна.

Еще одна проблема: наш предмет никак материально не поддерживается государством. В куррикулумах указывается, что каждый ученик должен составить проект и изготовить изделие из таких-то материалов и с применением таких-то инструментов. Но не сказано, за чей счет приобретать эти материалы и инструменты. Нередки случаи, когда учитель сначала идет на рынок и там закупает всё необходимое за свои кровные, а потом – на урок. Кстати, в этом году вступили в силу новые куррикулумы (с компетентностным подходом), которые опубликованы только на сайте Министерства просвещения и только на румынском языке. Как известно, перевод документов, в том числе и по данному предмету, требует высокой квалификации. А предоставить перевод – дело прежде всего государства. В реальной жизни учителя русскоязычных школ платят собственные деньги за суррогатные переводы. Учебный год начался методически не обеспеченным: нет учебников, составленных в соответствии с действующими куррикулами, не организованы курсы для учителей или хотя бы семинары.

Я нарисовал довольно мрачную картину состояния трудового обучения. Но есть еще педагоги в нашей стране и за рубежом, которые выдержали все реформы и по-прежнему учат детей делать прекрасные вещи, передают им свои уникальные знания и умения. Свидетельство тому – ежегодные выставки разного уровня, результаты олимпиад и конференции «Способность, труд, талант», образцы изделий, демонстрируемых на различных сайтах учителями-трудовиками из стран бывшего СССР.

Ученые всего мира пытаются решить проблему, как сделать образование таким, чтобы затрачиваемые на него средства оправдывали результат. Естественно, при существующей материальной базе учебных мастерских и других наших бедах было бы чудом получить его.

Более полувека этот предмет существует в школьных программах и как никакой другой соответствует компетентностному подходу в образовании. Только на уроках технологического воспитания знания, полученные при изучении различных наук, ученик может применить на практике. Почему же это стремление школьников приложить свои руки, знания к изготовлению конкретной поделки не только не поощряется, но и уничтожается на государственном уровне?

Сергей РЫХЛИЦКИЙ,

учитель технологического воспитания высшей

дидактической степени лицея им. Титу Майореску.


Источник: http://www.kn.md/?idn=4212
Категория: Мои статьи | Добавил: Trudovik45 (30.11.2010) | Автор: Сергей РЫХЛИЦКИЙ
Просмотров: 1215 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
2 Жу-жа • 19:55, 11.07.2011
Статья - это, наверное, крик души педагога. Он, наверное, хочет, чтобы его услышали. Да, порой стучаться надо долго и громко. Но что поделать. Я вот тоже уже 25 лет постоянно стучусь в двери к администрации. И хочу скачать, почти всегда слышат, а начинают слышать тогда, когда школе нужны результаты олимпиад, конкурсов... Отношение к предмету «Технология» давно изменилось, как у учеников, так и у родителей. ЕГЭ по предмету сдавать не нужно, значит предмет не рейтинговый. Но мы же выбрали эту профессию, этот предмет, поэтому продолжаем учить и бороться. biggrin
avatar
1 ЖАВДАТ • 20:03, 02.01.2011
вы во многом правы. Но всё же, это уж слишком мрачная картина получается. Я - учитель технического труда с 20 летним стажем. действительно, не просто работать нам. Но многое от нас самих зависит. если мне нужны были инструменты или материалы, то я их находил. Стучался и теребил всех! добился, чтобы директор школы выделял средства. Главное - идти к цели! Если администрация почувствует вашу серьёзность, то она обязательно будет вам помогать. Успехов вам!!!
Ответ: Абсолютно с вами согласен- СТУЧИТЕ и вам ОТКРОЮТ. Но ведь всё держиться на энтузиазме учителя. Конечно картинка здесь из соседнего государства но и унас есть подобные вещи. А когда государство обратит внимание на подготовку человека ТРУДА?
avatar
Поиск
Новые статьи
[03.10.2015][Семинары]
План проведения августовской конференции учителей технологии в 2015г. (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения августовской конференции ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения обучающего семинара для молодых учителей технологии, изобразительного искусства, музыки г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского обучающего семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения августовской секции ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[17.12.2013][Семинары]
«Организация образовательного процесса в школе в условиях реализации требований ФГОС». (0)
[29.10.2012][Ликбез]
Как установить FlashPlayer (0)
[16.05.2012][Ликбез]
Публикация презентации в сети Интернет. Преобразование презентаций во Flash. Обзор программ (0)
Кнопка сайта

Друзья сайта



Сайт



Metodichka.org



Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz