Есть еще такой предмет в наших школах! Называется он «Технологическое воспитание». Какие только метаморфозы с ним не происходили! В начале 90-х его изучали во всех классах, по два, а в некоторых классах и по три часа в неделю. Потом – только в классах с 1-го по 9-й, сперва два часа, затем час, потом снова по два часа, а с 2006-2007-го учебного года – один час. Упразднен сопутствующий и очень важный предмет «Черчение», который могли преподавать учителя-трудовики. В итоге учебная нагрузка у них значительно снизилась. Прежде всего эти скачки отразились на детях. Они всё больше отдаляются от производительной сферы (может, это одна из причин того, почему у нас предприятия не работают?). А с другой стороны, невыносимо тяжело выживать учителям труда: в некоторых школах их учебная нагрузка не превышает и 5 часов в неделю. Естественно, они ищут дополнительный заработок: читают 2-3 предмета, работают по совместительству в других школах или на предприятиях, делают поделки, окна, двери, выращивают на продажу рассаду и овощи, подрабатывают таксистами, матросами, временно выезжают в другие страны. О каком же качестве обучения может идти речь, если «Фигаро – тут, Фигаро - там»?!
Ситуация усугубляется еще и тем, что в некоторых школах мастерские непонятным образом исчезли. Представьте себе урок трудового обучения в обычной комнате, без верстаков, тисков, станков и инструментов! Иногда в таких импровизированных «кабинетах» трудового обучения еще и другие предметы изучают. Ну не издевательский ли это эксперимент?
И вот что я узнал: в школах Российской Федерации на этот предмет в 5-8 классах отводится большей частью по 2 часа в неделю, примерно такая же картина в школах Украины, Беларуси, Эстонии. И только в нашей стране – по одному часу в неделю в каждом классе.
Знания и умения современного школьника существенно отличаются от тех, которые получали его предшественники. Например, в 1990 году девятиклассник знал основы столярного, слесарного, токарного мастерства, а сейчас даже швабру не каждый сделает, зато какие красивые термины: «креативность», «компетенции», «куррикулум», «модернизация», «оптимизация»… Когда ко мне на урок приходит новый ученик из другой школы или страны, я задаю ему вопрос: «Что вы делали на уроках трудового обучения?». И, как правило, слышу: «Ничего», «Не помню», «А у нас учителя не было». Не встречал я еще ученика, прибывшего с Запада, который мог бы что-то продемонстрировать из знаний и умений по трудовому обучению. Напомню, что у нас в Молдове нагрузка по предмету - 45 минут в неделю во всех гимназических классах при игнорировании предмета «Черчение». В то же время под разными предлогами в школы уже внедрили или пытаются внедрить другие предметы, необходимость которых весьма сомнительна.
Еще одна проблема: наш предмет никак материально не поддерживается государством. В куррикулумах указывается, что каждый ученик должен составить проект и изготовить изделие из таких-то материалов и с применением таких-то инструментов. Но не сказано, за чей счет приобретать эти материалы и инструменты. Нередки случаи, когда учитель сначала идет на рынок и там закупает всё необходимое за свои кровные, а потом – на урок. Кстати, в этом году вступили в силу новые куррикулумы (с компетентностным подходом), которые опубликованы только на сайте Министерства просвещения и только на румынском языке. Как известно, перевод документов, в том числе и по данному предмету, требует высокой квалификации. А предоставить перевод – дело прежде всего государства. В реальной жизни учителя русскоязычных школ платят собственные деньги за суррогатные переводы. Учебный год начался методически не обеспеченным: нет учебников, составленных в соответствии с действующими куррикулами, не организованы курсы для учителей или хотя бы семинары.
Я нарисовал довольно мрачную картину состояния трудового обучения. Но есть еще педагоги в нашей стране и за рубежом, которые выдержали все реформы и по-прежнему учат детей делать прекрасные вещи, передают им свои уникальные знания и умения. Свидетельство тому – ежегодные выставки разного уровня, результаты олимпиад и конференции «Способность, труд, талант», образцы изделий, демонстрируемых на различных сайтах учителями-трудовиками из стран бывшего СССР.
Ученые всего мира пытаются решить проблему, как сделать образование таким, чтобы затрачиваемые на него средства оправдывали результат. Естественно, при существующей материальной базе учебных мастерских и других наших бедах было бы чудом получить его.
Более полувека этот предмет существует в школьных программах и как никакой другой соответствует компетентностному подходу в образовании. Только на уроках технологического воспитания знания, полученные при изучении различных наук, ученик может применить на практике. Почему же это стремление школьников приложить свои руки, знания к изготовлению конкретной поделки не только не поощряется, но и уничтожается на государственном уровне?
Сергей РЫХЛИЦКИЙ,
учитель технологического воспитания высшей
дидактической степени лицея им. Титу Майореску.
Источник: http://www.kn.md/?idn=4212 |