Пятница, 26.04.2024, 03:20
Приветствую Вас Гость | RSS

ИКТ на уроках технологии

ГМО
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 573
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Формирование информационной компетентности учащихся»
«Формирование информационной компетентности
учащихся»



подготовила: учитель технологии
Муниципального общеобразовательного учреждения –
«Средняя общеобразовательная школа № 49 г. Белгорода
с углубленным изучением отдельных предметов» Богомазова Е.М.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
К наиболее значимым компетентностям личности, необходимым для продолжения образования, специалисты относят коммуникативную компетентность, информационную компетентность, компетентность разрешения проблем.
  Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». С этим термином тесно взаимосвязаны "информационная грамотность" и "информационная культура".

Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.
Информационная культура — умение целенаправленно работать с ин¬ формацией и использовать для ее получения, обработки и передачи ком¬пьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать ин¬формационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
• в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до пер¬сонального компьютера и компьютерных сетей);
• в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
• в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической пе¬чати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
• во владении основами аналитической переработки информации;
• в умении работать с различной информацией;
 
 Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

Несмотря на различные виды и формы творческих работ (проекты, доклады, рефераты, сообщения, сочинения, исследования и пр.), существует нечто общее, что их объединяет. Во-первых, никакая творческая работа невозможна без тщательного осмысленного изучения источников информации. Во-вторых, существуют определенные требования к ее структуре и оформлению.

Алгоритм работы с информационными ресурсами
Учащимся будет проще работать, если они усвоят некоторые правила и последовательность действий или алгоритм деятельности, которые необходимы при любой самостоятельной деятельности информационными ресурсами.
Определение темы, вида, цели, задач и структуры творческой работы - Отбор необходимой литературы и источников информации - Изучение отобранного материала - Составление плана - Работа с текстами и подготовка выписок - Формирование текста - Написание черновика -Оформление работы - Подготовка к выступлению (защите).
Таким образом, после определения темы следующим шагом обязательно будет поход в библиотеку. 
Для облегчения поиска и доступа к информации и литературе в каждой библиотеке существует справочно-библиографический (справочно-поисковый) аппарат, который включает в себя каталоги, картотеки, библиографические указатели, справочный фонд (словари, справочники, энциклопедии). 
Учащиеся должны усвоить, что для получения краткой, но точной характеристики интересующего их предмета самым простым и эффективным путем является обращение к словарям, справочникам и энциклопедиям. Здесь они смогут найти характеристику любой темы или предмета, и, возможно, список литературы по данному вопросу.
При наличии списка литературы можно сразу отправляться к алфавитному каталогу.
Алфавитный каталог отражает имеющийся в библиотеке фонд в алфавитном порядке фамилий авторов и названий книг. Алфавитный каталог нужен, если необходимо узнать есть ли в библиотеке конкретная книга или книги какого-то автора. 
Для того, чтобы отыскать книги по какой-то определенной теме, следует обратиться к систематическому каталогу, который раскрывает содержание фондов библиотеки по отраслям знаний. Систематический каталог разбит на отдельные части, которые представляют отдельные отрасли знания и имеют индексы – условные цифровые обозначения. 
Чтобы узнать, в каком отделе искать конкретные книги, нужно выяснить индекс отдела. Это поможет сделать алфавитно-предметный указатель, который представляет собой перечень наименований предметов (отраслей знаний, явлений, тем, имен и т.д.), литература о которых расположена в каталоге. Карточки в алфавитно-предметном указателе расположены в порядке алфавита наименования предметов. 
Если нужно найти статьи в журналах, газетах, сборниках, нужно обратиться к систематической картотеке статей, которая построена по схеме систематического каталога, то есть отражает статьи по отраслям знаний. 
Сегодня многие библиотеки располагают электронными каталогами, которые помогают подобрать нужную литературу по теме, предмету. 
Существует еще один из путей выбора литературы – поиск с помощью библиографических указателей. Библиографические указатели – это аннотированные списки литературы, подобранные по какой-то определенной теме или ряду близких тем. Существуют библиографические указатели как самостоятельные издания, а также прикнижные (пристатейные) библиографические списки литературы (т.е. списки литературы в книгах или статьях). 
Наконец, все большее количество учащихся обращаются за поиском информации к электронным источникам, в частности, к всемирной сети Интернет. Здесь можно использовать множество способов поиска, но, как правило, существует два наиболее оптимальных варианта: использование поисковых систем и поиск по конкретному электронному адресу. Самые популярные русскоязычные поисковые системы Yandex, Google, Rambler.

Методы работы с литературой и источниками
Едва ли не главную роль при написании творческой работы играет правильный подбор литературы и источников. Учащиеся должны знать некоторые отличительные особенности различных видов документов – монографий, научно-популярной литературы, мемуаров, статей периодических изданий и др. Что касается использования электронных ресурсов, следует предупредить их об опасности использования непроверенной информации через Интернет.
При работе с информационными ресурсами необходимо:
- просмотреть содержание и структуру документа;
- обязательно познакомиться с введением, где автор характеризует цели и задачи своего исследования;
- просмотреть справочный аппарат, который может служить источником дополнительной информации. 
После отбора и краткого просмотра материалов можно приступать к составлению плана работы. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что учащиеся должны осознать, что план необходим для работы, ибо он помогает осмыслить материал, продумать четкую структуру работы, систематизировать накопленные материалы.
План может быть простым, сложным, развернутым. Лучше составить подробный развернутый план, т. к. он помогает в дальнейшей работе. План включает введение, основную часть и заключение. Принципы построения плана – хронологический, тематический, проблемный. План может видоизменяться, расширяться и конкретизироваться в ходе работы.
На мой взгляд, основная задача учителя – научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет наиболее эффективным. 
Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. 

Одной из важнейших задач современной системы среднего образования является подготовка школьников к жизни в информационном обществе. Приобрести навыки эффективного использования информационных технологий в самых различных сферах жизни учащиеся могут лишь, когда учебный процесс компьютеризирован: используются интерактивные модели изучаемых явлений, процессов и объектов.
Интерактивные технологии значительно расширяют возможности предъявления и усвоения информации за счет реализации принципа мультимодальности. У школьников задействованы различные каналы восприятия и переработки информации – аудиальный, визуальный, кинестетический. А мультимедийные средства объединяют в единое целое информацию разной природы – текст, звук, графику, фотографии, видео. Это создает мультисенсорную среду, которая более глубоко и разносторонне воздействует на человека. Кроме того, интерактивные технологии позволяют моделировать процессы, которые сложно наблюдать в реальной жизни. С помощью интерактивных технологий их можно многократно просматривать, останавливая в нужные моменты, делать акценты, анализировать, прогнозировать развитие событий и проверять свои гипотезы. 
В проектной деятельности предлагаю учащимся создание компьютерных презентации в программе: «Power Point». При создании презентаций учащиеся глубоко анализируют передаваемую информацию, естественно повышают свой интеллектуальный уровень. При выполнении работы проявляются творческие способности учеников, их фантазия и глубина мышления. Обращаю внимание на структуру презентации, в которой необходимо выделить основные моменты, тем самым, обучаю школьников связной структуре передачи и закрепления информации. На собственном опыте убеждена, что данная работа учащимися принимается с удовлетворением. Школьники успешно выступают на защите проектов.
   
   
   


Категория: Мои статьи | Добавил: NikNik (26.05.2010) | Автор: Богомазова Е.М
Просмотров: 6562 | Теги: таких как: способность быстро ориен, В настоящее время возросла роль нек, ранее необязательных для жизни в об | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Новые статьи
[03.10.2015][Семинары]
План проведения августовской конференции учителей технологии в 2015г. (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения августовской конференции ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения обучающего семинара для молодых учителей технологии, изобразительного искусства, музыки г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения городского обучающего семинара ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[26.08.2014][Семинары]
План проведения августовской секции ГМО учителей технологии г. Белгорода (0)
[17.12.2013][Семинары]
«Организация образовательного процесса в школе в условиях реализации требований ФГОС». (0)
[29.10.2012][Ликбез]
Как установить FlashPlayer (0)
[16.05.2012][Ликбез]
Публикация презентации в сети Интернет. Преобразование презентаций во Flash. Обзор программ (0)
Кнопка сайта

Друзья сайта



Сайт



Metodichka.org



Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz