Педагог – профессия публичная. В понятие публичности вкладывается много значений. Одно из них – демонстрация своего опыта коллегам. Открытое занятие – это одна из форм представления личного опыта. «Показывая» урок, мы показываем коллегам уровень своего профессионального мастерства. Именно через урок лучше всего видно учителя и как личность и как профессионала. Проводить подобные открытые занятия всегда ответственно и волнительно. Стараешься подготовиться, как следует, хочется показаться лучше, чем ты есть (чего уж там….). Но, волнуясь (больше чем обычно), мы начинаем совершать ошибки..., стараясь казаться лучше, пытаемся сделать то, чего на самом деле ни разу не делали… Всё это даже опытного учителя может привести к неудаче. Уважаемые коллеги! Позвольте предложить некоторые советы, которые, как хочется надеяться, окажутся полезными для проведения подобных занятий.
1. Хороший экспромт – заготовленный экспромт. Не используйте те приемы, которые Вы раньше не применяли. Вдруг что-то не получится? Проведите подобное занятие у себя в учреждении, но с другими детьми.
2. Не делайте из занятия «спектакль». Есть такой соблазн – расписать всё заранее, а ученикам раздать роли. Но учитель не режиссёр, а ученики не актеры. Надо показать, как они обучаются на Ваших занятиях, а не "выдают" зазубренные тексты. К тому же со стороны такие "заготовки" всегда видны и вызывают иронию коллег. Оставьте место для импровизации. Но при этом старайтесь просчитать различные варианты реакции детей и будьте к ним готовы.
3. Готовьте несколько вариантов занятия. Это если занятие проводится на «чужой» территории. Для «сильных» детей один вариант, для «слабых» – другой. Как правило, мы привыкаем к темпу обучения детей в своем образовательном учреждении. В другом учреждении – другие дети, соответственно с другим темпом обучения. Наш эмпирический опыт очень обманчив. Мы пытаемся и к чужим ученикам подойти как к своим. Это не всегда оправдано. Если чужие ученики окажутся сильнее Ваших, то есть вероятность, что на занятии они не полностью реализуют себя. Если же чужие дети слабее ваших, то Вы не сможете решить все поставленные задачи.
4. Формируйте образовательное пространство по Вашему усмотрению. На занятии Вы – эдификатор (средообразователь). Умеете Вы это, или не умеете, но "атмосфера" урока всегда будет результатом Вашей работы. Одни и те же дети у одного педагога на занятии работают, а у другого - нет.
5. На уроке главные – дети. Начиная занятие, здоровайтесь в первую очередь с детьми, только после этого – с коллегами. Дети могут не осознать, но обязательно почувствуют, кто для Вас главнее – они или Ваши коллеги. То, как Вы с ними поздоровались либо поможет наладить контакт, либо помешает.
6. Не передавайте свое волнение детям. Ведите себя уверенно, независимо от Вашего внутреннего состояния. И Ваше волнение и Ваша уверенность, так или иначе, передаются ученикам, особенно своим.
7. Не доминируйте на уроке, не подавляйте детей. Во-первых – это сразу видно. Во-вторых, и самое главное, – не может быть творчества по принуждению. Поэтому в конкурсах педагогического мастерства одним из оцениваемых критериев является умение создавать на занятии психологический комфорт.
8. Подробно просчитывайте Ваш «заказ». Если занятие проводится на «чужой» территории, то подробно количественно продумывайте свой «заказ» – «чего и сколько»: оборудование, материалы, сколько детей, какого возраста и т.д. и т.п. Приведу пример – как-то проводил открытое занятие для областной "Школы профессионального роста педагогов дополнительного образования". Организаторы спросили, что мне нужно. Я написал целый список. В числе прочего назвал магнитную доску и интерактивную доску. Мне всё это дали. Только магнитная доска была на передней стене класса, а интерактивная – на задней. А мне нужно было, чтобы обе были на одной стене... Потом полчаса искали передвижную магнитную доску.
9. Владение IP-технологиями не в количестве мультимедиа-эффектов, а в том, чтобы все работало в нужный момент. Старайтесь упрощать Ваши мультимедийные материалы, а также делать их в «общеупотребляемых» программах. Для этого взвесьте свои возможности, освежите, а возможно и пополните багаж знаний посмотрев эти видео уроки о компьютерной грамотности.
10. Заранее проверяйте работоспособность Ваших материалов. Как можно раньше проверьте Ваши электронные дидактические материалы. Все ли раскрывается, все ли совместимо с имеющимся оборудованием. Иначе Вас может ждать неприятный "сюрприз".
11. Дублируйте необходимую информацию на различных электронных носителях. Ваши электронные дидактические материалы дублируйте на разных электронных носителях, например на компакт-диске и флешке. Была такая ситуация, когда антивирус заблокитровал мою флешку с вирусом. Спасло то, что я нужный файл записал еще и на компакт-диск. Вот его антивирус не заблокировал.
12. На открытом занятии может быть помощник для мультимедийного сопровождения. Конечно, обычное занятие педагог проводит один. Но, для того чтобы не отвлекаться на технические проблемы и не терять психологический контакт с детьми, на открытом занятии допускается присутствие помощника. На всякий случай согласовывайте это с организаторами (конкурса).
13. Инструкция для помощника должна быть понятой. Помощника на занятии как бы нет. В идеале Вы с ним не должны общаться. В тоже время его задача помогать Вам и в каждую минуту делать именно то, что Вам нужно. Для этого заранее сделайте очень подробную и однозначную инструкцию.
14. Предоставляйте экспертам информационную (технологическую) карту занятия. Это покажет Ваш методический уровень.
15. Включайте экспертов в деятельность. Если сумеете. Если эксперты выполняют Ваши задания, значит, они уже действуют по Вашим "правилам", а следовательно они уже на Вашей стороне. Для этого постарайтесь придумать такие задания, которые будут одинаково интересны «и детям и взрослым».
16. Задачи открытого занятия отличаются от задач «обычного» учебного занятия. В идеале желательно показать не то что Вы добились цели отдельного учебного занятия, а то, что Вы умеете добиваться цели на любом занятии, благодаря Вашему владению какой-либо интересной технологией, приемом.
17. Каждый элемент занятия должен нести определенную дидактическую нагрузку. Все приемы, все элементы занятия, всё мультимедийное сопровождение должны соотноситься с целью и задачами занятия. Будьте готовы обосновать правомерность использования того или иного этапа, приема, и т.д.
18. Результативность Вашей работы покажите через деятельность детей. Завершая занятие, продумайте, как Ваши коллеги смогут через работу детей увидеть, что Вы действительно достигли запланированного результата. Это будет и интереснее и убедительнее, нежели просто слова учителя.
19. После занятия обязательно его прокомментируйте: что получилось, что не получилось. Не всегда со стороны можно «увидеть» зачем Вы используете тот или иной метод, прием. Комментарий дает Вам возможность показать это экспертам.
20. НАЧНИТЕ КРАСИВО, ЗАКОНЧИТЕ БЛЕСТЯЩЕ!
Рекомендуемая литература
1. Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (Опыт подготовки и проведения). М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. 2. Чернухин О. А. Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» – 2007» (методические материалы). – Новосибирск: Немо-Пресс, 2008.(Интернет-версия http://window.edu.ru/window/library?p_rid=55267). 3. Чернухин О. А. Профессиональный педагогический конкурс от «А» до «Я»: Опыт участия в конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» (электронное методическое пособие). // СМИ «НУМИ» – 2009. (www.numi.ru/docs/1424).
Чернухин Олег Алексеевич, методист, педагог дополнительного образования кафедры естественных наук и экологии Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» Главного управления образования мэрии города Новосибирска, учитель средней общеобразовательной школы «Перспектива»
Источник: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,20998/Itemid,118/ |