«Образование
как стратегический ресурс при переходе к инновационному развитию экономики
региона» - этот приоритетный вопрос рассматривался на традиционном педагогическом
форуме, который состоялся 24 августа на площадке БГТУ имени В. Г. Шухова
Около полутора тысяч человек – главы администраций муниципальных районов и
городов, начальники районных управлений образования, руководители
образовательных учреждений, педагоги – активно обсуждали эту ключевую проблему.
До начала форума представители педагогического сообщества Белгородчины могли
познакомиться с техническими инновациями, представленными в рамках отраслевой
выставки.
Открывая
мероприятие, губернатор области Е.С. Савченко обозначил стратегический
ориентир, к которому должна продвигаться в своём развитии региональная система
образования: в самом ближайшем будущем стать «единой образовательной площадкой,
современным научно-инновационным пространством». Главные направления, освоенные
в течение последних трёх лет, свидетельствуют о процессах кардинального
обновления образовательной системы. В их числе: КПМО «Образование», введение
ФГОС нового поколения, обсуждение законопроекта «Об образовании», реализация
целевых программ, направленных на успешную социализацию детей и сохранение
здоровья учащихся, а также формирование в регионе Белгородской
интеллектуально-инновационной системы (БИИС). По словам Евгения Степановича, изменения
коснутся и заработной платы учителей – она должна приблизиться к среднему
показателю в сфере экономики. Начались позитивные изменения и в системе
начального и среднего профессионального образования.
Об
этом аспекте шла речь в выступлении директора
Департамента профессионального образования Минобрнауки России Т.М. Давыденко. На сегодняшний день
подано 46 заявок от регионов для участия в проекте «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального
образования субъектов Российской Федерации», в том числе и от
Белгородской области. Цель этого мероприятия
– создание механизмов и условий для эффективного кадрового обеспечения
социально-экономического развития российских регионов. Ключевым условием отбора
явилась ориентация региональной программы модернизации системы
профессионального образования на одну из стратегических отраслей (металлургия,
космическая и авиационная промышленность и т.д.). Заявка Белгородской области
по направлению «Добыча полезных ископаемых» вошла в число победителей
конкурсного отбора региональных программ модернизации систем профобразования. В
2011 году Белгородская область получит субсидию из средств федерального бюджета
в размере около 28 млн. рублей. Объем расходных обязательств региона на
реализацию региональной программы модернизации профессионального образования в
2011 – 2013 гг. составляет более 400 млн. рублей. Кроме того, Белгородская
область получит следующие субсидии: на реализацию мероприятий ФЦПРО в рамках
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (направление
«Формирование здорового образа жизни») – 2,75 млн. руб.; на содержание детей в
семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение,
причитающееся приемному родителю – 32,4 млн. руб.; на организацию
дистанционного образования детей-инвалидов – 18,8 млн. руб.; на формирование
сети базовых школ, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не
имеющих нарушений развития – 9,4 млн. руб.; на выплату единовременного пособия
при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью –
6,8 млн. руб.; на реализацию экспериментальных проектов по совершенствованию
организации питания обучающихся в государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждениях – 7 млн. руб.
«Работодатели будут принимать более активное участие
в аккредитации качества профессионального образования», - подчеркнула Татьяна
Михайловна. Этому способствует и Федеральный закон 83-ФЗ – ключевой инструмент
реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению
эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р.
Цели закона: создание правовых механизмов повышения качества и доступности
государственных (муниципальных) услуг; повышение эффективности деятельности
государственных и муниципальных учреждений. Перспективы развития
профессионально-технического образования: Минобрнауки России ввело в перечень
показателей качества государственных услуг, оказываемых подведомственными МОН
образовательными учреждениями, показатель, который характеризует
трудоустройство и работу по специальности выпускников, завершивших обучение по
образовательным программам НПО и СПО, в течение не менее двух лет после
окончания обучения (аналогичный показатель рекомендуется ввести региональным
органам исполнительной власти). Кроме того, в проекте постановления – выплата
ежемесячных именных стипендий Правительства России для обучающихся по рабочим
профессиям и специальностям, соответствующим приоритетным направлениям
модернизации и технологического развития экономики страны: 1500 стипендий по 2
тыс. рублей – для обучающихся в НПО; 3500 стипендий по 4 тыс. рублей – для
обучающихся в СПО.
В приветственном слове к собравшимся Владыка Иоанн
акцентировал внимание на символическом созвучии слов «образование» и «образ». «Сегодня
образовательная система стала, к сожалению, полем межэтнических и
межрелигиозных битв», - заметил Архиепископ Белгородский и Старооскольский. Ответственность
за качественное образование молодых людей возложена, прежде всего, на школу. Не
следует забывать, что русская школа – это школа образа и подобия божьего, а
потому православная культура – это тот предмет, благодаря которому можно
сохранить и язык, и литературу. Система образования, как надёжная скрепа,
должна помочь сохранить интеллектуальное пространство Белгородчины.
Инновациям в системе образования и ожидаемым
перспективам был посвящён доклад начальника департамента образования, культуры
и молодёжной политики Белгородской области Ю.В. Коврижных. Проект закона
«Об образовании в РФ», проект «Модернизации региональных систем общего
образования» Председателя правительства РФ В. В. Путина, Федеральная
целевая программа развития образования – априори формируют перспективные
направления для назревшего уточнения региональных образовательных приоритетов,
которые должны обеспечить процессы формирования солидарного общества и
интеллектуальной инновационной системы Белгородчины. Одним из основных
направлений деятельности регионального и муниципальных органов, осуществляющих
управление в сфере образования, является развитие и дифференциация сети
дошкольных образовательных учреждений. Получили развитие вариативные формы
дошкольного образования, в том числе негосударственные и частные детские сады,
автономные дошкольные образовательные учреждения, группы на сельском подворье,
«малоформатные детские сады», группы кратковременного пребывания, центры
игровой поддержки, консультативные пункты. Проведена корректировка и пролонгирование
мероприятий по развитию системы дошкольного образования до 2013 года, которые
включены в целевую региональную программу «Развитие образования Белгородской
области на 2011-2015 годы».
В
2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях области обучалось
свыше 134 тысяч школьников. Общее
образование региона сконцентрировало усилия на исполнении направлений
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Одним из основных
направлений развития общего образования в рамках реализации национальной
образовательной инициативы стал переход
на новые образовательные стандарты.
«Новое
качество образования, новые образовательные стандарты требуют изменения
подходов в оценке квалификационного уровня учителя», - обратил внимание
собравшихся Юрий Васильевич. В 2010 году департаментом реализованы новые
направления в аттестации педагогических кадров, которые позволили
усовершенствовать оценочные процедуры с применением ИТ. Нормативно-правовое,
психолого-педагогическое тестирование, тестирование на профессиональное
соответствие, разработанное БелРИПКППС, дистанционная экспертиза представленных
материалов сделали процедуру аттестации более открытой и объективной. В
2010-2011 учебном году в регионе выполнен ряд серьезных мероприятий по
укреплению школьной инфраструктуры. Построены четыре новые школы с детскими садами, капитально отремонтировано 38
образовательных учреждений, в 534 школах
проведены текущие ремонты. В результате количество новых, отвечающих
современным требованиям ученических мест увеличилось на 462 места.
В регионе уже есть опыт создания автономных учреждений. С 2011 года планируется
переход в статус автономных ещё 9 муниципальных образовательных учреждений, 603
школы сохранят статус бюджетных. Три бюджетных учреждения – Центр детского и
юношеского туризма и экскурсий, БелРИПКППС и Центр технической поддержки
образовательных учреждений – получат статус автономных. Главные надежды в
развитии школьной инфраструктуры возлагаются на проект Председателя Правительства
РФ В. В. Путина «Модернизация региональных систем общего образования»
на 2011-2013 годы. В региональное образование в течение двух лет будет
инвестирован один миллиард рублей. Запуск проекта определен с 1 сентября 2011
года. В числе ожидаемых от реализации
проекта эффектов рассматриваются повышение
качества работы учителя и улучшение условий образовательного процесса. В
2011 году основными направлениями проекта определены:
-повышение
квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка руководителей
общеобразовательных учреждений и учителей;
-улучшение
пенсионного обеспечения учителей;
-приобретение
компьютерного оборудования для общеобразовательных школ и школ-интернатов;
-приобретение
учебно-лабораторного оборудования для общеобразовательных
школ и школ-интернатов;
-приобретение
транспортных средств для перевозки
обучающихся;
-пополнение
библиотечных фондов всех общеобразовательных учреждений.
В
2011 году региональное
образование стало победителем в федеральных конкурсных отборах программ
и проектов: «Доступная среда», «Совершенствование организации питания
обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов
Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях»,
«Распространение на территории РФ современных моделей успешной социализации
детей», «Реализация комплексных программ развития дошкольных образовательных
учреждений в 2011 году», «Модернизация региональных систем профобразования».
Ю.В. Коврижных
обозначил комплекс задач, которые станут приоритетными в 2011-2012 учебном
году:
1.
Осуществить систему мер по реализации проекта Председателя Правительства РФ
В.В.Путина «Модернизация региональных систем общего образования» в 2011 году и
в течение 2012 года:
-обеспечить
заработную плату учителей на уровне средней по экономике региона;
-усовершенствовать
инфраструктуру образовательных учреждений, реализуемых ФГОС нового поколения на
уровне федеральных требований.
2.
Осуществить переход на ФГОС нового поколения 1-х классов ОУ Белгородской области
с 1 сентября 2011 года. Продолжить реализацию ФГОС нового поколения во вторых
классах, приступивших к реализации новых стандартов в 2010 году.
3.Увеличить
количество базовых (опорных) школ; расширить схемы профильного сетевого
взаимодействия ОУ, активизировать внедрение в практику индивидуальных учебных
планов.
4.
Реализовать систему мер по осуществлению дистанционного обучения детей с
применением информационных технологий в рамках сетевого взаимодействия.
5.
Осуществить систему мер по формированию и сопровождению муниципальных Центров
для одаренных детей.
6.
Увеличить количество обучающихся, принимающих участие в школьных и
муниципальных этапах всероссийской олимпиады школьников.
7.
Увеличить количество обучающихся, принимающих участие в региональных турах
всероссийских конкурсов исследовательских работ и проектов.
8.
Реализовать на базе БелРИПКППС кредитно-модульную накопительную систему
переподготовки кадров в ситуации нормативно-подушевого финансирования.
9.
Реализовать региональный эксперимент по внедрению здоровьесберегающих
технологий В. Базарного.
10.
Расширить систему муниципальной поддержки молодых специалистов;
11.
Провести детализацию мероприятий долгосрочных целевых программ «Развитие
образования Белгородской области на 2011-2015 годы» и «Развитие профобразования
Белгородской области на 2011-2015 годы» на 2012год и обеспечить их исполнение.
12.
Обеспечить исполнение федеральных и региональных проектов по отрасли
«Образование».
Опытом
модернизации муниципальной системы образования поделился глава администрации
Старооскольского городского округа П.Е. Шишкин. Основополагающими
факторами развития конкурентоспособного образования являются - поддержка инновационных программ и
образовательных учреждений; система поощрения лучших педагогов, талантливых
молодых людей и школьников; развитие
дошкольного образования. Отдельная «строка бюджета» - информатизация
образования. Доступ
к сети Интернет посредством оптоволокна получили в I полугодии 2011 года – 34 городские школы, во II полугодии 2011
года – 21 сельская школа. Поддержка
одарённых детей – одно из приоритетных направлений. Действует комплекс по работе с талантливыми дошкольниками, функционирует
система дополнительного образования спортивного, технического,
художественно-эстетического направления, организованы площадки по подготовке к
предметным олимпиадам. Результат
такого согласованного взаимодействия очевиден: количество призовых мест с 2009
по 2011 год увеличилось в
региональном этапе на 97,7 %,
в заключительном - на 40 %.
Безусловно, за этими результатами – колоссальный труд и большое терпение
педагогов.
Рассказывая
о системе подготовки инженерных кадров в старшей профильной школе, директор
Белгородского инженерного юношеского лицея-интерната О.В. Чернобок сделала
акцент на необходимости интеграции образовательных ресурсов школы, вуза и
производственного предприятия. Сегодня лицей взаимодействует с высшими
образовательными учреждениями Белгородского региона и других российских
городов. Профилизация обучения с акцентом на профессиональную ориентацию,
функционирование лицейского технопарка, дистанционное обучение при МФТИ,
научная деятельность учащихся, их участие в межвузовских олимпиадах – всё это
слагаемые успешности выпускников Белгородского инженерного юношеского
лицея-интерната, многие из которых сегодня являются студентами Московского авиационного института,
Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий,
механики и оптики, БелГУ, БГТУ имени В.Г. Шухова.
Модель взаимодействия ГОУ НПО ПУ № 4 г. Белгорода
с холдингом «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» представил директор училища И.В. Коваленко. Поданы заявки на лицензирование 14 профессий,
согласованы программы обучения, оснащена материально-техническая база по
открываемым для «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» профессиям, организована практика учащихся ПУ
№ 4 в ЗАО «Белгородский цемент» и ЗАО «Осколцемент» на 2011-2012 учебный год,
решается вопрос о трудоустройстве выпускников. Стратегическая цель подобных
решений - обновление содержания
профессионального образования.
В заключение форума заслуженные награды получили победители
муниципальных органов местного самоуправления и управления образования,
добившиеся лучших показателей по итогам 2010-2011 учебного года:
Новооскольский, Шебекинский, Яковлевский, Старооскольский, Губкинский районы и
г. Белгород.
Т.Л. Проскурина, БелРИПКППС
Источник: http://ipkps.bsu.edu.ru/source/news/innovate.doc |